Главная Экономика Василий Колташов: «В кризис картошкой не отсидимся!»

Василий Колташов: «В кризис картошкой не отсидимся!»

  В Новосибирске побывал известный экономический аналитик, автор исследований по экономике, политологии и психологии – Василий Колташов. Для столицы Сибири он человек не чужой, хотя живет и работает сейчас за рубежом -- в столице Греции Афинах. А в нашем городе Василий Колташов родился, окончил Сибирский государственный университет путей сообщения. Затем преподавал политологию, специализировался на исследовании политического лидерства. Принимал участие в предвыборных компаниях как регионального, так и федерального масштаба. Возглавлял Новосибирское отделение Всероссийского народного туристского общества.

  В 2004 году он возглавил Сибирское отделение Института проблем глобализации (ИПРОГ), затем в течение двух лет являлся директором Центра социально-психологических исследований ИПРОГ. С 2007 года возглавляет Центр экономических исследований Института глобализации и социальных движений, который известен своими исследованиями экономических и социальных проблем современного мира. Только что на прилавках российских книжных магазинов появилась книга Василия Колташова с весьма интригующим названием: «Эрос и бюрократия: секс в жизни российских чиновников». Надо полагать, не залежится…

  А пока – о том, что думает новосибирский аналитик. Живущиу в стране, которая как раз является воплощением кризиса, об этом самом кризисе и о том, как он влияет на российскую экономику:

Еврозона заражена кризисом

  В Европейском союзе, который сейчас находится в центре проблем мировой экономики, есть два фактора дестабилизации. Первый – развитие кризиса в реальной экономике, и второй – кризис, отображаемый на финансовых и сырьевых рынках. Эти две плоскости расходятся очень сильно, чего до 2008 года не наблюдалось. Сейчас проблемы в реальной экономике непосредственно на сырьевой и фондовый рынок влияют в значительно меньшей степени. Финансовые институты Европы влияют гораздо больше.

  Если мы посмотрим на последние полгода, то укрепление евро завершилось осенью прошлого года. Затем обнажились серьезные проблемы в целом ряде европейских экономик, прежде всего южных. Обозначились проблемы в Италии, вылезли проблемы во Франции. И эти проблемы вынудили Европейский Центральный банк напечатать крупную партию денег – ее оценивают в 700 миллиардов евро. Они, в первую очередь, направлены на поддержание финансовых институтов, банков.

  Возникли проблемы между Францией и Германией: Франция встала на сторону стран Юга. Был продемонстрирован раскол франко-германского блока, на основе которого держится Еврозона. И, соответственно, тот сценарий, что Франция и Германия выгонят все больные экономики и таким образом сохранят прочное ядро, практически разрушен. И именно потому, что у Франции оказались большие проблемы в собственной экономике, в то время как у Германии показатели остаются как раз положительными.

  То есть, выяснилось, что Еврозона не просто имеет какие-то очаги болезни, которую называют греческой или испанской, но вся Еврозона фактически заражена кризисом. Этот кризис развивается, усиливается, происходит его движение на Север. С Юга на Север! А распространяющаяся в СМИ формула, что Германия и Франция спасают страны Юга, не соответствует действительности, поскольку все происходит все в точности наоборот! Идет перераспределение средств от Юга к Северу, что обеспечивает лучшее положение экономик Севера Еврозоны.

  Проблемы в Европе просто не могли не начаться в силу того, что кризис в Европе отставал в развитии от США. То, что в значительной мере было пройдено в США в 2008-09 годах, начинается в Европе сейчас. Экономический кризис, если взять реальные показатели, развивался на протяжении всех этих лет, а отнюдь не находился в затухшем состоянии.

Чего ждать Европе?

  Современная европейская политика – это политика жесткой экономии, которая строится из нескольких главных направлений. Первое – как можно более радикальное сокращение расходов в социальной сфере, второе – повышение налоговой нагрузки на население, третье – сокращение налогов на бизнес в ожидании его роста. Такова жесткая неолиберальная модель. Например, в Греции принято просто фантастическое и абсурдное решение – введен налог такого типа: если кто-то владеет жильем, то он должен платить довольно значительный налог. И это привело к тому, что рынок жилья и рынок строительства в стране убит окончательно. Многие люди в строительной сфере уволились, эмигранты из Восточной Европы уехали к себе домой, а эмигранты неквалифицированные пытаются поскорей из Греции сбежать. Они стараются продвинуться на Север, но значительная их часть уже не против депортации на родину…

  Можно ожидать сокращения реального сектора на Севере. В Испании уже на протяжении нескольких месяцев продолжается спад промышленного производства, а рост безработицы достиг фантастического уровня – 25%! По-моему, «Великая депрессия» даже не видела таких показателей… Те же процессы будут происходить во Франции. Вопрос в том, насколько жесткой окажется политика нового французского правительства. Если окажется очень жесткой, то они ухудшат макроэкономическую ситуацию во Франции довольно быстро, но финансовая стабильность будет продолжаться.

  Постоянно ведется борьба за твердый евро. И если евро сейчас ослабляется – последние 8-9 месяцев точно – то это является вынужденной мерой, и этот шаг делается с большой неохотой. И в США, и в Евросоюзе есть потребность в сохранении твердых денег. По отношению к золоту и евро, и доллар опустились с 2008 года примерно в два раза, но доллар в последнее время укрепляется как раз потому, что республиканцы смогли вывернуть руки Обаме. Доллар подорожал – при этом рубль тоже укрепился, а евро, наоборот, ослаб. Но это не означает, что рубль является надежной валютой.

Что происходит в Греции?

  Долг Греции увеличивается потому, что это в интересах европейских финансовых кругов, которые фактически получают деньги, перераспределяемые от потребителей реального сектора. Это – модель периодической стабилизации кризиса, которая в Европе реализуется, представляет для российской экономики серьезную опасность. Происходит сегодня то, что можно назвать ступенчатым спуском в кризис.

  Что произойдет, если Европа освободится от Греции? Допустим, Греция списывает долг. До этого момента Греция тратила на погашение долга и проценты 50 млрд. евро. А доходная часть бюджета Греции как раз и составляет 50 млрд! То есть, получается, что 100% государственного дохода должно уходить на разные выплаты по долгам! В результате долг был обречен на разрастание. Списание его является необходимым условием спасения греческой экономики. Если Греция списывает долг и переходит на драхму, то в этом случае ситуация там может улучшиться. Это реально! Но тогда это будет плохой пример для остальной Еврозоны…

У Китая – большие проблемы

  Для Китая европейский кризис создает большие проблемы, потому что и европейцы и американцы все больше жалуются на то, что китайские товары дорогие. До 2008 года все говорили, что китайские товары – это очень дешево, а вот сейчас говорят, что это очень дорого. Если Европа предпринимает усилия по поддержанию финансовой сферы, то в Китае те же самые государственные расходы направлены на поддержание промышленности.

  Вектор развития Китая не изменился – он остается экспортоориентированным. Китай растет с высоким темпом, и этот рост может быть оправдан только в том случае, если будет спрос на китайские товары. А в результате Китай за прошлый год очень сильно увеличил государственный долг; большие проблемы есть у китайской промышленности; китайские региональные банки испытывают трудности. И в итоге получается ситуация, что китайская экономика все больше висит на государственной поддержке. Ясно, что в таком виде, в каком она осуществляется, она долго существовать не может.

  А социологи отмечают, что если Китай не будет расти с темпом не менее 7% в год, то в стране начнется острейший социально-политический кризис. Почему?! Потому, что вовлечена огромная армия низкоквалифицированной рабочей силы, и малейшие изменения в ее участии в экономике связаны с тем, что людям просто нечего будет есть… Система очень хрупкая потому, что Китай старается компенсировать за счет условий труда рост стоимости китайской рабочей силы. Допустим, идет работа без выходных и делается чрезвычайно продолжительный рабочий день… И отказ от такой политики будет означать, что себестоимость китайских товаров будет увеличиваться. Китай должен пережить некие политические и социально-экономические потрясения для того, чтобы это изменилось.

 Как европейский кризис влияет на нас?

  Отток капиталов из России в течение последних полутора лет как раз свидетельствует, что у нас идет подготовка к тому, чтобы европейские проблемы пришли в Россию.

  Очень важный фактор – отступление Газпрома перед европейскими потребителями. Он в последние годы начал сдавать позиции: пошел на скидку, начал снижать цены для западных потребителей. И это тоже является фактором влияния европейского кризиса. Потому, что прежние прогнозы гласили, что кризис кончился и будет рост потребления в Европе, а, соответственно, у Газпрома в Европе будут хорошие шансы…

  Начали строить газопроводы: эти мегапроекты «Северный поток» и «Южный поток».Первый построили и не знают, чем заполнять. Тем более, если его заполнять, то получается, что мы сами с собой конкурируем, потому что рынок не чувствует себя хорошо и есть большой поток газа из Африки. Он прежде шел в США, но они произвели «сланцевую революцию», а для того, чтобы сохранить деньги у американских производителей, отсекли поставщиков импортного газа на американский рынок. В результате этот газ пошел в Европу, что оказывает давление как раз на российскую экономику.

  Попытка через вброс денежных ресурсов решить какие-то проблемы финансового сектора положительно повлияла на Россию. Когда Европейский Союз делает очередной вброс денег в финансовую сферу, то начинается стабилизация, а затем и рост нефтяных цен, начинают происходить спекуляции на нефтяном рынке – и это положительно отражается на России. Текущее укрепление рубля является на мой взгляд как раз результатом усилий ЕЦБ, европейских властей, и, в силу этого, оно является временным. И уже само то, что нестабильность стала нормой, а резкие колебания рынков повторяются каждые 3-4 месяца – такая реальность создана не без европейских проблем.

Россия: какой вариант выбрать?

  Что касается России, то у властей есть два способа повлиять на ситуацию. Не готов сказать, какой из них победит… Первый вариант – девальвировать рубль, обвалить все и поддержать за счет этого сырьевой сектор, как только европейский кризис посильнее окажет влияние на наши рынки… Второй вариант – не обваливать рубль, а делать усилия по поддержанию российского внутреннего спроса. Выйти резко из ВТО и начать менять курс! Ввести таможенные пошлины и делать все возможное, чтобы те деньги, которые в экономику поступают, в экономике же и оставались. То есть, не так как это делалось при Кудрине: у нас много лишних российских денег – давайте же уберем их из экономики… Нужно вбросить эти деньги одновременно в развитие спроса и производства. Товар и покупатель должны идти нога в ногу: появление новых товаров и новых возможностей у населения.

  Но это уже совершенно иная политика! Например, в социальной сфере политика, обратная той, которая сейчас проводится. Нужно не сокращение количества учителей на государственной зарплате, а увеличение их. Или сокращение рабочей недели…

С картошкой не отсидимся…

  Средний класс просто стремительно исчезает и в Европе и в США. Появляются сверхбогатые, бедные, и исчезает тот слой потребителей, который был прежде, Ипотечные проблемы в США и Западной Европе в значительной мере были связаны с тем, что этот слой надорвался. У нас сохраняется тот же самый риск – у нас пытаются решить проблему в значительной мере за счет кредитов. Но в России кредиты чрезвычайно дорогие; у нас ставки просто фантастические! Если у нас 8,5% -- это льготный кредит, то, конечно, это очень тяжелый кредит. А кредит не должен обременять – он должен облегчать развитие предприятий, но в России он является в значительной мере обременяющим фактором.

  И если в России произошло улучшение экономической ситуации, то заслуга лежит на Федеральной Резервной системе США, которая вбросила огромные деньги в финансовый сектор, которая способствовала стабилизации рынков и повышению цен на нефть. А в результате в России наступила такая вот оттепель посреди мировой зимы.

  Прошлый неурожай 2010 года породил фактически арабскую революцию! Россия тогда фактически ввела запрет на вывоз зерна. Зерно не пришло в Египет – цены на продовольствие там поднялись. Все оказалось на грани, и люди вдруг поняли, что система правления у них несправедлива, что политических прав у них нет… Есть знаменитое выражение Энгельса, что человек мыслит желудком. Как только выяснилось, что люди несут серьезные денежные потери, что ситуация для них ухудшается и встает вопрос выживания, так моментально изменилось отношение к политической системе. Моментально!

  Россияне очень тесно связаны с рынком, вросли в рыночные отношения. Когда говорят, что, мол, с картошкой отсидимся – не получится! Потому, что нужна не только картошка, нужно еще платить за услуги, товары и т.д. И люди начинают задумываться, что очень многое изменилось по сравнению с 90-ми. Мы живем уже в совершенно другом обществе. Может произойти разрыв, и если ситуация уйдет на этот уровень, то у нас, да и в других странах – в Казахстане, я думаю, в первую очередь – будут политические потрясения.

Подготовил Владимир КУЗМЕНКИН

НОВОСИБИРСК

29 октября 2012

Комментарии (0)