Главная Культура и искусство СЧИТАТЬ ЛИ ЖЕЛЕЗКУ С ПОМОЙКИ ИСКУССТВОМ?

СЧИТАТЬ ЛИ ЖЕЛЕЗКУ С ПОМОЙКИ ИСКУССТВОМ?

СЧИТАТЬ ЛИ  ЖЕЛЕЗКУ С  ПОМОЙКИ  ИСКУССТВОМ?

 Евгений Малков - художник, продюсер, бизнесмен: о современном искусстве, проектах и планах на будущее…

 

-        Евгений, по образованию ты – художник, окончил художественно-графический факультет Института искусств, занимался продвижением «Подземки», сейчас развиваешь арт-пространство «Цоколь». Как родилась его концепция?

-        Это банальная коммерческая схема, которая обкатана в Винзаводе, Новой Голландии. В заброшенное, страшное помещение или подвал бросается штрафбат из художников, которые не гнушаются выгрести весь мусор и навести порядок. Они создают творческое пространство, готовят выставки и экспозиции. Пространство оживает, люди начинают туда ходить. А дальше там появляются кафе, бары, рестораны, концертные залы и возможно остается какой-то элемент художественной жизни. Если останется место для художников, искусства, то оно там еще поживет.

-        Думаю, ты помнишь фразу из фильма «О чем говорят мужчины», когда герои выбирают в подарок другу картину и обсуждают современное искусство. Один из них произносит фразу: «Интересно, как бы я смог понять, что это – великое искусство, если бы ты меня об этом не предупредил?» Как оценивать современное искусство? Нравится – не нравится? Или все-таки существуют общепринятые цензурные нормы?

-        Есть очень четкое определение современного искусства, описано у Виктора Пелевина в романе «iPhuck 10». Это заговор менеджеров, только некая арт-элита определяет: считать железку с помойки искусством или нет. Для обывателя это вообще непонятно. Разбираться в современном искусстве, не участвуя в заговоре, нельзя – потому что очки заговорщика надо надеть уже для того, чтобы это искусство обнаружить. Поэтому, например, выставленный обычный унитаз в музее вполне является предметом искусства только потому, что так решила некоторая группа людей. В современном искусстве можно сделать абсолютную ерунду и все будут считать, что это искусство. Собственно я сам иногда балуюсь такими вещами. Не как художник, а как человек, который создает экспозиции. Доходило до смешного. Младшая дочь моего знакомого захотела принять участие в экспозиции. Он меня попросил где-нибудь в уголочке повесить ее работу. Она принесла из какого-то пластика сделанную синюю собачку. Я оформил ее в раму и повесил. Причем повесил среди работ художников. И люди ходили, смотрели, искали смысл. Тут главное - название еще продумать. (Смеется.)

-        Сегодня практически стерлась грань между журналистами и блогерами. А между художниками-профессионалами и художниками-любителями? Нужно ли вообще художественное образование? Или хайп важнее, чем талант и профессионализм?

-        А ты все равно хорошего блогера отличишь по его эрудиции, начитанности. По какому-то свободному, непредвзятому мышлению. На самом деле очень важно наличие у человека художественного образования. По качеству работ сразу можно отличить профессионала, даже по твердости линий, которые художник пытается изобразить. Все-таки мастерство не пропить. Даже в кляксе это будет видно. Мастерство требует образования.

 

-        В Новосибирске подходящая атмосфера для творчества? В России вообще искусство востребовано?

-        В России востребовано, в Новосибирске – нет. Оно востребовано для обывателя, чтобы просто отвлечься. С точки зрения художника здесь делать нечего. Новосибирск абсолютно маргинальный город, город транзитный, для торговли. Нужно срочно что-то купить, продать. Здесь совершенно другой менталитет. На выставки ходит, в основном, молодежь. Кто-то говорит: вот видишь, все меняется в Новосибирске. Нет. Молодежь всегда увлекалась искусством.

-        Наверно задам примитивный вопрос для художника: почему все так вдохновляются черным квадратом? Какая в этой картине эмоциональная составляющая?

-        Черный квадрат родился не секундно. Он же был взят из декораций. Среда его практически родила. Малевич просто взял и закрасил холст. Нельзя сказать, что это он сделал. Среда обитания создала это. Он только в конце поставил точку. Человек, который зафиксировал срез времени. Это по идее переломный момент. Некоторые зачем-то мучаются, интерпретируют его. Пытаются найти что-то новое. Это в хорошем смысле конформизм.

-        А ты согласен с выражением «все что сделал человек, является искусством»?

-        Любой предмет может быть искусством. Вопрос в том, будет ли он признан, оценен. И все ли с этим согласятся. Ты приходишь в музей и видишь банан, приклеенный скотчем, который стоит 8 миллионов долларов, а другой художник берет его отрывает и съедает. Подбегает охрана. «Как так?» - говорит. Он отвечает: «Я поглощаю искусство, я художник». И они фиксируют это как акт художества. Это заговор, это игра, такой фан некий. Что-то останется и будет искусством.

-        Почему люди творят? Вот ты зачем рисуешь? Только для собственного удовольствия? Или хочешь, чтобы твои работы видели люди, восхищались?

-        Это просто приходит извне, как через канал. И ты как ретранслятор воспроизводишь информацию через призму своей техники: музыку, живопись, графику. Просто зависит от того, насколько человек открыт потоку. На это влияет только наше ощущение и принятие внешней среды, вообще окружающего мира. По сути, мы все являемся ретрансляторами чего-то, что происходит в пространстве. Откуда Малевичу пришел черный квадрат? Он ретранслировал окружающую среду, как умел, так и переложил. Все сказали  «круто!» Потому что видели срез времени. Все сошлось. Умение очень точно изобразить время, в котором находишься, закрытому человеку не придет. Что касается меня, все, что я делаю, это некое творчество. Бизнес – это творчество. Строю острог сейчас – это тоже творчество. Любое дело. У меня к творчеству отношение не как у профессионального художника. Это не способ заработать на хлеб. Творчеством я занимаюсь ради творчества. Бизнесом я занимаюсь ради бизнеса. В каждой работе есть своя цель определенная. Все это игры. Мы же все дети. Просто игры у нас такие.

-        Есть для тебя запретные темы в искусстве?

-        Я не люблю рисовать что-то банальное. Для меня должен быть второй, третий, четвертый смысл.

-        А что в твоем понимании банально? Цветы в вазе?

-        Цветы в вазе могут быть шикарными. Банально, это Павленский, который прибил себе мошонку к Красной площади, это в лоб. Это не искусство, а политический хайп. Мне не кажется это прикольным. А Олег Кулик, он прикольный, хотя и в лоб, но у него погружение в состояние. Когда он в Москве выскочил обнаженный, привязанный к цепи, как собака, и в течение семи минут кидался на проезжающие мимо машины и зрителей… Это какая- то метафизика.

 

-        В каком стиле ты работаешь? Были странные материалы, с которыми тебе приходилось работать?

-        Я использовал предметы, мне нравилось использовать сломанные стулья, маску сварщика. Этим каждый третий занимается. Цементом рисовал. Сейчас достаточно смешанная техника, много работ в разных стилях. Года полтора решил порисовать в одном стиле, чтобы сделать персональную выставку в одном ключе. В стиле некоего абстракционизма, но формосодержащего.

-        Что думаешь о российском арт-рынке? Он у нас вообще есть?

-        Ситуация с арт-рынком непростая в Новосибирске. Многие картины направляются в Томск, Омск, там продажи ведутся немногим лучше. Есть художники, которые работают исключительно на частные коллекции. В Новосибирске художник устанавливает цену в пределах 100 тысяч рублей за работу, а в Москве цена начнется от 250 тысяч рублей и до миллиона. Одни и те же работы могут стоить по-разному.

-        Во многом нейросети сейчас заменяют человека. Искусственный интеллект пишет статьи, рисует картины. Как относишься к цифровому искусству, такое развитие пугает? Составят ли компьютеры конкуренцию художнику?

-        Нормально, это просто новый инструмент изобразительного искусства. Цифровое искусство имеет потенциал развития в цифровые галереи, дополненные реальностью, тем более в эпоху метамодерна. Метамодерн говорит о движении, когда получаешь ощущение пролонгированного эффекта, даже от статичной картинки. Поэтому за этим большое будущее.

-        Евгений, что нужно настоящему художнику для счастья?

-        Если у художника есть претензии к миру, к себе, то все, что касается его творчества, скорее ведет к несчастью. Он будет либо гнаться за чем-то, либо получит и не сможет удержать. И в том, и другом случае будет страдать. У меня уже все есть для счастья (улыбается). Я не отношу себя к художникам. В том смысле, что художник живет этим, зарабатывает себе имя, деньги и прочее. Еще в 10 классе я написал песню «Давай ничего не оставим после себя». А есть другая «Я никто, я никто, повезло мне, повезло». Этим все сказано. Это такая пыль. Она ценна для меня, пока я живой. Если кому-то мое творчество покажется интересным, то будет хорошо. Но в какой-то степени я лукавлю, я же не какой-то просветленный, и мне присуще тщеславие. Когда ловлю себя на этой мысли, смеюсь над собой, потому что это не от ума большого, от глупости, от гордыни. Чем меньше эгоизма, тем лучше.

-        Евгений, спасибо большое за интересную беседу!

 

Беседовала Кристина КОРОТКЕВИЧ

НОВОСИБИРСК

21 апреля 2022

Комментарии (0)