Главная Культура и искусство ...А В ДЕТСТВЕ ОН МЕЧТАЛ СТАТЬ МОРЯКОМ!Продолжение...

...А В ДЕТСТВЕ ОН МЕЧТАЛ СТАТЬ МОРЯКОМ! Продолжение...

...А В ДЕТСТВЕ ОН МЕЧТАЛ СТАТЬ МОРЯКОМ!Продолжение...

Окончание. Начало читайте здесь: sibirmi.ru/kultura-i-iskusstvo/a-v-detstve-on-mechtal-stat-moryakom-23-11-2017.html

 

Документальность диорамы

  150-я, 22-я Сибирская добровольческая дивизия была оснащена всем необходимым, прошла обучение в Сибири и в Подмосковье. Оценку её готовности к боям дал К.Е. Ворошилов. Была памятная встреча с секретарём ЦК ВЛКСМ Н.А. Михайловым. С ноября 1942 года дивизия в составе Сибирского корпуса начала свой боевой путь. Он пролегал вначале от боёв под городом Белым до освобождения Великих Лук. Потом были штурм Гнездиловских высот, освобождение Смоленска и Орши, бои в Белоруссии, прорыв в Латвию через Лубанскую низменность, которая за всю историю войн не знала сражений из-за своей непроходимости, затем освобождение Риги, бои с Курляндской группировкой противника. В рядах этой дивизии свершили свои подвиги многие, в том числе Александр Матросов, поэт Борис Богатков. Всего за годы войны сибиряки прошли 2 700 км по Калининской (ныне Тверской) области, Смоленщине, Белоруссии, Латвии до берегов Балтийского моря. Из этих 2 700 км более 1 000 км корпус преодолел в боях. И везде сибиряки-добровольцы шли на штурм, на прорыв сильно укреплённых позиций врага.

  Москва 5 раз салютовала нашим гвардейцам! Только в 22-й гвардейской стрелковой дивизии было награждено 14 055 солдат, сержантов и офицеров.

  Такова очень кратко история дивизии. Её пути, также как и сотен других дивизий, вливались в многочисленные сражения с врагом до самой Победы.

  О славной дивизии написано немало, список литературы о ней - несколько десятков названий. Уже в наше время, в 2011 г., вышла книга «Сибирская добровольческая: История создания и боевой путь 150-й (22-й) гвардейской добровольческой стрелковой дивизии». Кинооператоры сопровождали боевой путь дивизии и создали позже о ней кинофильм. Память о сибиряках хранит земля Тверской области, где 14 августа 1995 г. был открыт Мемориальный комплекс - деревня Плоское близ г. Белый. Инициатором и двигателем идеи была К.Б. Пальминова, бывшая инженер-металлург «Сибсельмаша», автором проекта стал победитель конкурса на него новосибирец, Заслуженный архитектор РФ Г.Н. Туманик.

  В ряде школ Сибири созданы музеи в честь 22-й/150 дивизии и её полков.

  Обильный материал ныне размещён в Интернете, в том числе документов, с которых снят гриф секретности.

  При написании полотна был использован исторический принцип "взгляда на прошлое из прошлого". Такой же принцип обнаруживается в текстах участников боя, которые использую далее. Политрук А.С. Ширяев оценочно: здесь «были заложены основы тех боевых традиций, которые определили весь дальнейший путь добровольческой дивизии сибиряков…Бельская операция была первым и суровейшим боевым экзаменом Сибирской дивизии. Она с честью выдержала этот экзамен» (с. 14 сборника «Сибирская добровольческая, 1958). А комсорг Г. Гололобова писала, что в ночь на 23 ноября дивизия заменила другую, стоявшую в обороне. Перед началом атаки по данным разведки стало известно, что дивизия будет противостоять немецкому пехотному полку, который казнил Зою Космодемьянскую. «Отомстить за нашу Зою!», «Бить немцев без пощады!» - таковы были настроения перед боем. «Ночью поднялась пурга. Ветер начал швырять в окопы хлопья сухого снега. Под сердитое завывание вьюги слушаем первый боевой приказ. Утром - в наступление!» (с. 61-62). Спали бойцы мало. А в «8.30 началась артподготовка… Ревели сотни орудий, извергали огненные веера невидимые «Катюши», столбы пламени, дыма, вздыбленной земли поднялись над немецкой обороной. Полтора часа длилась эта гроза, затем по цепям прокатился сигнал: вперёд - в атаку! И грянуло в боевых порядках «ура», и хлынули в атаку полки сибиряков…Немцы встретили атакующих огнём, земля дымилась от взрывов, воздух был наполнен свистом пуль и осколков. Но наши цепи уже достигли первой линии обороны немцев. Завязалась рукопашная схватка» (с. 11-12). Дивизия тогда освободила около 20 сел и деревень вокруг города. За бои под городом Белым она получила звание гвардейской. День 25 ноября стал началом большого наступления на Калининской (Тверской) земле вокруг Ржева, хотя до этого здесь были очень серьёзные неудачи, когда в длительных боях погибли сотни тысяч воинов.

  Ржев был взят немцами на 114 день войны. Они считали этот город «кинжалом, занесённым над Москвой», «трамплином для прыжка на столицу». Вермахт стянул сюда лучшие свои силы. Зимой 1942-43 гг. нашей ставкой на этом направлении планировалась операция «Марс» для отвлечения отборных сил противника от Сталинграда, где готовилась операция «Уран». Надо было удержать здесь значительные немецкие войска, чтоб они не были переброшены на Сталинград. И через день после окружения армии Паулюса 25 ноября началось наступление наших войск. Именно в этот день вступил в бой Сибирский корпус, а в его составе и 150-ая дивизия, вместе с другими. Мощное наступление грозило немцам такими же клещами, как и в Сталинградской битве. И Ржев уже воспринимался ими как «трамплин для русских на Берлин». Такова современная оценка военных историков зимних боёв 1942-43гг.

  Вот эти несколько минут боя 25 ноября 1942 г. Вениамин Карпович отразил в диораме. Он очень трепетно отнёсся к максимально точному воспроизведению этих событий. Встречался лично в конце 50-х, когда ещё многие участники были живы. Тесно сотрудничал с замполитом дивизии полковником А.С. Ширяевым, который сберегал делами память о дивизии, объединял живых её ветеранов. Художнику не надо было прилагать усилия, чтоб вжиться в ситуацию боя и в образы. Как говорят философы, подобное познаётся подобным.

  Чебанов делился с друзьями своими думами о композиции, размышлял, как выстроить линейную, цветовую, воздушную перспективы, какие выделить детали. Как подать военную технику, амуницию, атрибутику. Во что одеть добровольцев? А какое верхнее одеяние у немцев? А какова была точно погода в этот предзимний день? Кстати скажем, что в народном календаре 25 ноября называют День Ивана Милостивого и считается, что «Иван опрокинул осень на стылую землю» и «На Ивана снега».

Реальность действующих лиц

  Историческую точность придал автор действующим персонажам. Мне довелось наблюдать работу художника над одним образом и получить его пояснения по поводу одной из центральных фигур в диораме. Это фигура нашего условно второго плана. Она прямо за спиной чуть правее бойца в каске, нацелившего свой штык на «растопырку» гитлеровца. Фигура в полушубке, а не в шинели, правая рука поднята вверх с наганом. Он в призывном движении. По всем этим признакам – это один из командиров. «Да, - подтвердил Вениамин Карпович, - это политрук». В первом варианте проработки этого образа, который я видел в мастерской художника, движение такое же, но там он в шапке-ушанке. А позже автор снял её. И хотел далее поработать над этим персонажем, но, увлёкшись ускорением завершения диорамы, оставил это намерение. Мне пояснил, что образ этот важный, даже значительный. Он старался воссоздать реального участника атаки под городом Белым 25 ноября – бывшего секретаря Новосибирского обкома комсомола Михаила Перевозчикова.

  В книге «По путям-дорогам фронтовым» (М., 1973) ветеран дивизии, бывшая инструктор отдела крестьянской молодёжи того же обкома Г.И. Гололобова вспоминала, как именно Перевозчиков остудил её, когда она, будучи направленной политруком санроты, протестовала бурно против такого назначения, т.к. была чемпионкой области по стрельбе и считала, что её место среди снайперов. Он сказал ей: «Не тот подаёшь пример, политрук…». Сам он, будучи слушателем НИВИТа, отлично понимал воинскую дисциплину, потому как НИВИТ готовил военных инженеров транспорта. По воспоминаниям одного из друзей Чебанова, тоже народного художника России, Тойво Ряннеля, учившегося в Южно– Енисейской школе вместе с М. Перевозчиковым, «это был один из многих ярких парней тех лет». А другой земляк воспринимал его «внешне очень красивым». И ещё есть характеристика Михаила уже в военной форме: «волевое лицо выражает стремление защищать родное Отечество» (из книги Киселев Л. «Разные судьбы», Новосибирск, 2016. http://www.proza.ru/2017/05/08/568).

  Я такого лица на полотне не увидел. На моё недоумение, что лицо политрука не выражает призыва и что он не ведёт за собой, а оказался уже где-то в центре атакующих, художник ответил: он погиб в бою. И взмах руки, и застывший крик открытого рта с увядающими глазами – последние мгновения его жизни. Автор так запечатлел подвиг заместителя командира батальона по политчасти и комсорга 469-го полка 22-й Сибирской добровольческой дивизии, старшего лейтенанта Михаила Георгиевича Перевозчикова. Ныне имя М. Перевозчикова на почтовых адресах жителей улицы, устремлённой на запад от площади Калинина.

  Вениамин Карпович не одну эту персону документально запечатлел в диораме. Там отражены более тридцати воинов. Вот в левой части санинструктор в траншее, забинтовав голову воина, наладила повязку ему на руку. Возможно, это Ольга Жилина, а, может быть, Т.И. Максимова или Н.П. Новикова, А.А. Суханова или М. Чуева, или В.С. Юрченко. А в правой части, тоже в траншее, обессиленно присел командир, по лицу которого течёт кровь. Возможно, это тоже вполне конкретный командир, один из первых поднявший свою роту в атаку.

   Художник своим мастерством дал своё выстраданное за многие годы видение образа подвига добровольческой дивизии. Он настоял на исторически точном названии своего полотна: «150-я, 22-я Сталинская гвардейская стрелковая добровольческая дивизия Красной Армии в боях на Ржевско-Вяземском плацдарме».

Продолжение жизни диорамы

   В диораме изображён один миг атаки, но она – памятник всем воинам дивизии, ставшим гвардейцами в ходе других боёв.

  Вениамин Карпович, завершив уже размещение диорамы в Мемориале, не смог отойти сразу от темы. Ему, привыкшему работать ежедневно, стало как-то не по себе. И он решил добавить к документальной точности памяти о дивизии несколько портретов её воинов. Сначала задумал 15, а нарисовал 20!

  Хочется назвать все имена: начальник дивизии А.О. Гузь, начштаба, позже командир дивизии Г.И. Панишев, также - М.В. Аникин, начальник политотдела дивизии А.С. Ширяев, командир пулемётной роты А.Е. Шулейко, командир батареи А.М. Бороховский, конечно же, М.Г. Перевозчиков и Б. Богатков, сержант М.З. Григорьев, старшина П.Г. Андрейчиков, стрелок П.А. Заковряжин, рядовые П.К. Богданов и А.Ф. Примак, санинструкторы и санитары: О.В. Жилина, Г.Н. Коновалова, Т.И. Максимова, Н.П. Новикова, А.А. Суханова, М. Чуева, В.С. Юрченко.

  Что интересно: два воина-новосибирца живы. Как сообщили Чебанову, санинструктор М. Чуева (в девичестве) болеет, а рядовой А. Ф. Примак заявил, что, хоть по-пластунски, но появится 25 ноября с. г. отметить 75-летие боевого крещения своей дивизии!

  Народным художником В.К. Чебановым, его друзьями, музейными работниками благодаря решению мэрии создано новое культурно-эстетического пространство в столице Сибири, вписанное в Мемориальный комплекс. С появлением диорамы мы получили ещё один историко-документальный, художественный памятник сибирякам-добровольцам, самоотверженно вставшим на пути врага. Этот памятник добавляет к имеющейся площади Сибиряков-гвардейцев более конкретизированный, реалистический образ земляков.

  В Музейном мемориале Вениамин Карпович разместил свои произведения. Там уже прошло несколько мероприятий. Написаны восторженные отзывы. Ветеран Великой Отечественной, тоже выпускник Новосибирского военно-пехотного училища Юрий Павлович Лесневский подарил искусно оформленную цветную фотографию его диорамы. Диорама начала свою, отдельную от автора, жизнь… И пусть она продолжается долго!

  Художник недавно закончил живописный портрет Героя Советского Союза Д.А. Бакурова. Продолжает работать над внешним оформлением Мемориала, мечтает об усилении воздействия диорамы за счёт усиления её интерактивности.

  Интерактивность в деятельности музеев ныне - одно из ведущих прогрессивных направлений. Когда воздействие не только визуальное, но и аудиальное. Для диорамы – чтоб картина атаки зазвучала. Чтоб были слышны грохот орудий, разрывы снарядов, лязг танков, треск автоматов, масса винтовочных выстрелов, призывные и предсмертные крики, хрипы, записи сводок информбюро, соответствующее музыкальное сопровождение, деликатно подобранное для основного и других залов и т.д.

  Восприятию помогут и выставленные на интерактивных экранах документы, фотографии, артефакты. Найдутся ныне энтузиасты и профессионалы, которые на основе конкурсов смогут предложить очень оригинальные и выполнимые проекты, в т. ч. с использованием тактильных ощущений, а может быть, даже и системы запахов за счёт IT-технологий, электроники. Подвиг сибиряков-добровольцев-гвардейцев должен и восхищать, и волновать, и главное - возбуждать любовь к Родине, Миру и ненависть к войне. Это ещё более впечатлит зрителей, вовлечёт их в сложный эмоциональный мир воинов этого боя.

Психология и эмоции штыкового боя

  Педагогами ныне отмечен разительный факт по сравнению с прошлым временем – молодёжь не так понимает эмоции классической литературы, мимо них «проскальзывают» переживания персонажей. Очень заметно отсутствие сопереживания не только при восприятии произведений искусства, но и в жизни. В обыденном общении эмоции заменяются смайликами, теперь уже разнообразными и многочисленными. Учёные также отмечают патологию коммуникативности. Мелькающая, дробная визуальная информация на ТВ, в компьютерах, планшетах и т.д. меняет её восприятие у современной молодёжи на уровне сетчатки глаза. Часто не создаётся целостного, более углублённого образа. А усиленное внедрение абстрактной живописи, культивирование моды на неё помогает формировать негативное отношение к реалистической живописи.

  Всё творчество В.К. Чебанова объективно противостоит этому натиску, он остаётся верен русской реалистической школе. И диорама даёт тому пример. В ней для зрителя важны не только композиционные, колористические решения художника, но более – психология, эмоции участников.

  Штыковой бой ужасен, безжалостен, жесток, бесчеловечен. Он отражён в литературе, поэзии, кино. Учёные давно прицелились к социологии и психологии участников боя. В нашем отечестве трудами, в основном, Е.С. Синявской создано в конце XX века новое научное направление - «Военно-историческая антропология». Выявлены типичные психологические настроения военных в разные периоды Великой Отечественной войны.

  Психологической доминантой периода, когда 25 ноября 1943 вступили в бой воины-добровольцы 22-й дивизии, звучал лозунг: «Выстоять!» и решимость в этом. Для художника В.К. Чебанова, который вошёл с боями уже в другой, последний, период войны, эмоциональной доминантой было добить фашиста и выжить. «Нам, - пишет Художник, - приходилось гнаться за немцами…Как можно быстрее дойти до Победы!». Разница в настроениях заметная, но художнику не пришлось умозрительно вживаться в атмосферу штыковой атаки. Ему помогали его душа памяти и глаза памяти. Памяти взводного и ротного из окопа. Ему, в строю «царицы полей», как называли пехоту, прекрасно ощутившему близость врага лицом к лицу. Это совсем не так, как для артиллериста, лётчика или танкиста: они стреляют в противника, находясь от него на расстоянии. Вспоминая, Вениамин Карпович неоднократно говорил: «Убивать врага, и при этом видеть глаза человека, неестественно, жутко, противно… Но иначе нельзя: или он тебя, или ты его!».

  А вот отражение рукопашной схватки атаки в воспоминаниях бывшей санинструктора О.Я. Омельченко: «Это ужас. Человек таким делается... Это не для человека... Бьют, колют штыком в живот, в глаз, душат за горло друг друга. Вой стоит, крик, стон... Для войны это и то страшно, это самое страшное. Я это все пережила, всё знаю. Тяжело воевать и летчикам, и танкистам, и артиллеристам, - всем тяжело, но пехоту ни с чем нельзя сравнить»...

  Инстинкт самосохранения в атаке подкреплялся осознанием и чувством ненависти к врагу. Наивысшим выражением этого чувства стало стихотворение К.М. Симонова «Убей его!», впервые напечатанное в газете "Красная звезда" (18.07.1942), которое, конечно же, читали воины дивизии.

  У художника Ван Гога есть такое суждение: «...маленькие эмоции – это большие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, часто даже не замечая этого». Ещё пример тому опубликованный в Интернете яркий рассказ «Штыковая атака». Его по воспоминаниям ветерана войны превратили в живое описание Л. Танкова и А. Васюнов:

  «Разум уступает место инстинктам. Только дикий первозданный зверь может в ближнем бою видеть всё, что происходит справа и слева, спереди и сзади одновременно. Шкурой чуять взгляд врага, прицелившегося в тебя, кошкой прыгнуть и вцепиться в шею за полмгновения до выстрела.

  Каждая волосинка на голове становится участником боя. Колыхнулся чуб - удар прикладом в висок того, кто уже размахнулся, но ты его опередил на полстука сердца.

  В штыковой не место мыслям и страху. Они несут в себе быструю смерть. Главное вертеться как волчок, колоть, рвать зубами, душить… чтобы выжить… и защитить!

  На поле боя не услышишь жалобных криков и воплей. Здесь умирают стоя или в объятьях с уже мертвым врагом. Не слышно ни русской ни немецкой речи, только хуканье, звуки ударов прикладом, одиночных выстрелов или автоматных очередей.

  Хрипы умирающих, оскаленные рты погибших, черно-красный снег…».

  Специалисты выделяют выражения эмоций телом и движениями мышц лица. Насчитывают около тысячи положений тела человека в работе, буднях и отдыхе. Есть для них термины - пантомимика, позы (от положения позвоночника), жесты. Мимика - относительно лица, где до 60 мышц, в том числе, есть сугубо мимические для создания эмоциональных выражений.

  Если всмотреться диораму В.К. Чебанова, то увидим там экспрессию (накал) эмоций, чувств, состояний. С товарищами попробовали назвать их. Получился список: гнев, страх, отвага, коварство, трусость, ярость, бессилие, шок, презрение, отвращение, решимость, оторопь, ненависть, злоба, ужас, агрессия, тревога, омерзение, онемение, оцепенение, страсть, уверенность в победе….

  Народный художник В.К. Чебанов в этом полотне перекликается со своей картиной 2011 года «Стоять насмерть – позади Москва» (х/м, 130х194 см.). Там тоже штыковой бой и пять боевых поединков наших и немецких воинов. Но в диораме, как уже отмечено, их намного больше - 13. Лейтенант Чебанов своим острым зрением наблюдал и даже отображал на бумаге позы бойцов в их военной работе.

  В книге-альбоме «О войне и мире» (2008) опубликовано свыше десятка его карандашных набросков, редких из сохранившихся. Многообразие поз сражающихся по всей картине и там, и здесь, но, на мой взгляд, автор в диораме более детально прописал психологию боя, эмоции в нём, их кипение. И здесь по репертуару эмоций, их накалу у персонажей, по-моему, он перекликается со своим полотном 1997 г. «Улица дружбы народов», посвящённой событиям в г. Грозном. Только в ней ужас и проклятие мирных жителей, а в диораме — всплеск эмоций в жестоком боестолкновении лицом к лицу с врагом, нерв атаки, её безжалостность, напор и смелость добровольцев, неукротимость победного чувства.

  Имеет ли право?

  Создание двух монументов в честь Победы – несомненная заслуга и благородное подвижничество В.К. Чебанова. Почему именно он стал инициатором и исполнил их? Почему именно ему суждено было их сотворить? Почему именно он остался верен своей сквозной теме и работает над ней до сих пор, на каком таком основании и праве?

  Вениамин Карпович – типичный представитель поколения советских людей, имеющих интересные истории – и свою, и своих предков. И все судьбы неразрывны с основными вехами жизни нашей страны.

  Его дед Дий был мастеровым, краснодеревщиком, отец также унаследовал это ремесло. Мастеровые в России были особым сословием. Это умельцы, имеющие дело с незамысловатым, но точным инструментом, научившиеся, как правило, от своих предков, родных, других умельцев. Обладали грамотой, культурой.

  Отец Карп Диевич сотворял гитары, мандолины и даже скрипки. Умел играть на скрипке!

  Да, были мастеровые люди в России, и жила в них некая народная образованность и интеллигентность.

  Заметьте, имена-то какие: Дий, Карп, да и не частое в то время Вениамин! Дий по ряду толкований означает «божественный», а Карп – тоже библейское имя, с греческого «плод». А на имени Вениамин настояла мать, он так был похож на очень милого светлого мальчика, любимца деревни: «Будем красиво звать «Венчик». Имя переводится как «любимый сын». У Вениамина Карповича часто всплывает детское первое живописное видение – он на плечах отца, ноги вокруг шеи, а перед глазами закатное солнце высвечивает дорожную пыль от стада коров, а пыль эта как большое низкое облако, но всё красное.

  Главы семейств Чебановых были мобильными. Дед и отец родом с Украины, работали в Николаеве на колыбели российского судостроения. Позже переместились под Усть-Каменогорск, а оттуда в Новосибирск. А это тысячи километров… Из тёплой житницы - да в Сибирь?! Это как бы продолжение русских первопроходцев - движение «встреч солнцу». Переезжали сразу большим семейством — дед, бабушка, тёти и дяди, их дети. Большая и дружная семья – основа коллективизма, взаимоподдержки и выручки.

  Ещё отметим одну черту, - доброе сожительство этого клана с людьми разной национальности. Если судить по-нынешнему, то с людьми трёх государств, так что Чебановы владели культурой национальных отношений, или по-модному ныне - толерантностью.

  Память В.К. Чебанова хранит эпизоды революционно-демократической деятельности его родных прошлого поколения. Дядя Павел был членом РСДРП(б), вёл активную агитационно-пропагандистскую работу среди рабочих Николаевского судоремонтного завода. Младший брат Карп в революцию 1905-07 гг. был разносчиком листовок, связным в городе. Духом интернационализма, классовой солидарности был пропитан дядя Павел Диевич, изучавший марксистскую литературу. Позже он был организатором коммуны, а в годы коллективизации — убеждённым борцом за колхозы, но всегда при этом настаивал на добровольности.

  Большая семья, уже будучи в Сибири, испытала жестокости гражданской войны и даже пострадала от зверств колчаковщины. Вениамин Карпович не раз с гневом и болью пересказывал впечатления матери и тётушек о творимых кровопролитиях в сёлах. Особо поразил случай, когда сельчан за нахождение среди них коммунистов, партизан колчаковцы в целях экономии пуль били по головам берёзовыми дубинами, убивая выстроившихся связанных заложников...

  Индустриализация, развернувшаяся в стране после победы большевиков в гражданской, вошла в быт семьи понятиями «сортировочная станция», «паровозное депо» и такое, ныне уже забытое, -- «Копай-город». В 30-е годы на станции Инская, когда строилась одна из крупнейших в СССР сортировочных станций, прибыло много рабочих, а жилья для них ещё не было. Потому строили сами, поначалу землянки. Позже на месте этого «Копай-города» выстроили 100 домов для паровозных машинистов.

  Чебановы также вначале некоторое время пожили в землянке у родных, но уже вскоре отец переоборудовал заброшенную баню под дом.

  Война многое изменила в семье. Отец стал работать модельщиком на эвакуированном в 1942 г. из Днепропетровска стрелочном заводе. Вениамин ушёл из 9-го класса в паровозное депо слесарем. Позже ускоренная учёба в Новосибирском военно-пехотном училище и в ноябре 1944 г. – на фронт.

  Чебанов воевал всего 8 месяцев, но каково же было 19-летнему лейтенанту на Первом Украинском фронте! Гитлеровцы, несмотря на уже явный проигрыш, продолжали отчаянные бои. Есть расхожая фраза о пехотинцах, которые поднимаются в атаку не более трёх раз. Я спросил об этом Вениамина Карповича. Его ответ: «Бывает, что и один раз…Пехотинец всегда в движении, либо ползёт, либо поднимается в атаку, топает, а чаще роет окоп, для него это крепость. Сооружает траншеи, перебегает, согнувшись, всегда неожиданно должен выйти на изматывающие ночные марши в полной выкладке и быть готовым к команде: «На рубеж атаки!». Его всегда валит сон, мы умели спать на ходу».

  В воспоминаниях Вениамина Карповича («О войне и мире», 2008) я насчитал 14 непосредственных боестолкновений – это и атаки, и контратаки, отражение контратак, бои за хутора, сёла, города; трёхдневный штурм, атаки траншей противника, бой гранатный, случайные и т.д. «На случайный скоротечный бой уходило по 20 часов, а на еду и сон всего 4 часа»...

  Мало сказать, что лейтенант Чебанов — участник войны, он настоящий фронтовик. Участник форсирования рек Нейсе, Вислы, Одера, освобождал Польшу, окончил войну в Чехословакии, Австрии и Венгрии. За восемь фронтовых месяцев – контузия и два ранения, в том числе серьёзнейшее — пуля снайпера прошила весь плечевой пояс.

  Как боевого и умелого офицера, в числе двух десятков таких же, как он, командование включило В.К. Чебанова кандидатом для поступления в Военную Академию. Их, молодых, не окончивших среднюю школу, отправили сначала в вечернюю. Однако женитьба на освободившейся из фашистского рабства девушке из детского дома привела домой, в родную Первомайку…Там сел за вечернюю парту, чтоб получить аттестат. Поступил в Сибстрин на архитектурный факультет, но завкафедрой, увидев его рисунки, дал ему совет: получать не архитектурное, а художественное образование.

  В 1956 г., окончив Иркутское художественное училище, стал работать профессионально, был принят в члены Союза Художников СССР, избирался председателем Новосибирского отделения Союза. Идее служения народу, светлым идеалам справедливости, созидания будущего отдавал свой труд.

  Жизнь и творчество Чебанова много раз описаны в статьях, книгах. Библиография о нём исчисляется несколькими десятками названий. Имя внесено в энциклопедии. Режиссёр Н.С. Соколова сняла о нём документальный фильм.

  У него много друзей, всегда в его «уют-компании» за праздничным столом в мастерской в добрые времена были очень душевные встречи: звучали и торжественные, и проникновенные, и юморные тосты, читались стихи, пелись песни, обсуждались важные темы. Он был воплощением истории поколения Победителей, с ним рядом такие же друзья. Присутствующие молодые воочию видели патриотов страны, верили их идеалам и как-то подтягивались внутренне и внешне.

  В смутные дни крушения советской власти и СССР, когда искусственно создавалось и всячески поощрялось помутнение умов, насаждалась новая «эстетика», художники оказались на обочине рыночной стихии. Ряд деятелей потерял ориентиры, некоторые изменили себе, стали перебиваться сомнительными «проектами». А Вениамин Карпович в тихой своей мастерской творил полотно за полотном.

  Если шире посмотреть, то он приподнял не только своих товарищей по цеху, но и всех нас: в годы разброда и шараханий он держал свой курс на реалистическое демократическое искусство. Сохранив своё человеческое достоинство, поднял нас над обыденностью. Остался верен и своему историческому поколению. Был при этом настойчив и неуступчив. Он и ныне исполняет дело – Отечество защищать искусством, трудом! Призывает и нас это делать.

  Он редкий труженик и крепкий семьянин. Уже выросло около него несколько семей: двух дочерей, сына, их потомков. Радость деду — внуки, правнуки, даже есть уже праправнук. В мастерской и дома — созданные им портреты своих предков и всех своих родных. Счастье семейное не было безоблачным – давно похоронил свою первую любовь Татьяну Романовну, а позже и вторую жену, Марию Ивановну. Потеря родных – по оценке психологов, самый глубокий стресс. Но он не сдался. Углублением в творчество, заботой родных и близких залечивал эти горькие раны.

  Мужество и стойкость воина, высокая интеллигентность, мастерство профессионала — это всё о нём!

  Вениамин Карпович сказал: «Диорама – моя лебединая песня». Своим трудам, творчеству подвёл своеобразный итог. Сдал Отчёт о творчестве Актом передачи всех своих произведений городу.

----------

  А детская мечта Чебанова о море осуществилась! Но не у него лично, а у сына Артёма. Хотя по Чёрному морю на трамвае Карпыч прокатился! И ещё был на берегу моря в ноябре 1974 г. в Ницце, даже хотел поплавать, но женщина-гид остановила: устроите переполох – сбегутся французы посмотреть на русского смельчака. А сын Артём бывал на морях и океанах, отслужил на подводной лодке, выполнял задачи по охране страны.

  В мастерской и в квартире у Вениамина Карповича на почётном месте – морской кортик. На стене в большой комнате живописная картина – подарок одного из друзей: морской вал разбил корабль и на останках его люди, кто объят страхом, кто надеждой. Нечто похожее на «Девятый вал» Айвазовского, но картина самостоятельная. Есть и написанная самим: спокойное море до горизонта, прибойная волна и чайки над водой, солнца нет, в высоком небе его заслонили темноватые облака… Эти полотна как отражения жизни — непростой, интересной личной и многострадальной судьбы родной страны.

  Жизни слиты, нераздельны…

Геннадий ЗАЛЕСОВ

ТОМСК

23 ноября 2017

Комментарии (0)