Главная Культура и искусство ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧУВСТВА ВЕЧНЫ...

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧУВСТВА ВЕЧНЫ...

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧУВСТВА ВЕЧНЫ...

 Спустя  33 года  опера «Паяцы» Руджеро  Леонковалло вновь вернулась на новосибирскую сцену.

Музыкальным  руководителем  и дирижером на этот раз выступает молодой и успешный дирижер Валентин Урюпин , недавно ставший победителем престижного международного фестиваля имени  Георга Шолти. Он уверяет, что не знает другой такой  оперы, где  композитор  «так прямо, просто и правдиво, как Леонковалло в «Паяцах», показал бы настоящую жизнь».

Да, «Паяцы» - одна из самых популярных, любимых и исполняемых в мире опер. Под влиянием идей веризма (жизненной правды) он создал свой шедевр  о простых людях из народа - бродячих артистах, который по-настоящему прославил  его, хотя у композитора немало и других  опер.

Режиссер постановки Иркин Габитов предлагает зрителю свою работу без всякой зауми, в стиле лучших традиций театра, в эстетике неореализма. На сцене зритель видит послевоенную Италию и хорошо знакомую    живую действительность. Она во всём: в незатейливых костюмах своего времени, обыденных декорациях,  с привычным бытом и обстановкой, А  человеческие чувства, о которых рассказывает спектакль,  вечны, какими они  были во все времена между мужчиной и женщиной – любовь, муки  ревности, месть…

Вековую популярность оперы режиссер объясняет правдивостью истории, лежащей в основе либретто, и тем предельным накалом чувств, с какой она подана нам,  самой музыкой и мастерством   всех исполнителей.

Сюжет прост. Канио, руководитель  бродячего театра,  муж  главной героини  красавицы Недды  застает её с любовником (по наводке Таддео - другого актера, влюбленного в Недду, мстящего за  презрение к нему) и в ярости бросается на них, но  любовнику (молодому крестьянину  Сильвио и  давнему тайному другу Недды) удается скрыться, а жене  приходиться  выступать на сцене  с ножом  у горла, который  мужу  заботливо подсовывает коварный Тонио.  

      «Паяцы» - единственная в своем роде опера. В Ней показана «сцена на сцене», жизнь в ней словно вторгается на сцену и действие развивается с максимальной  динамикой, стремительностью и предельным лаконизмом. Вся драма разыгрывается в течение  одного дня. Образы  главных героев раскрываются в действии, в смене напряженных сценических ситуаций. Весь драматический конфликт начинается в жизни, а завершается на сцене, где  сценическая ситуация как бы дублирует жизненную, те же страсти - любовь, ненависть, ревность .

Премьера оперы состоялась 125 лет назад в Милане 21 мая 1892 года под управлением великого Артуро Тосканини и с той поры спектакль не сходит со сцены. Великий писатель Дж. Голсуорси, тонкий ценитель музыки, ставил «Паяцев» даже выше опер Пуччини и называл «одной из тех редких опер, в которых сюжет и музыка по своему  духу находятся в идеальном соответствии».

- В  опере чувства заострены до предела, на грани натурализма,  - говорит     дирижер Валентин Урюпин. - А талант композитора, мыслящего, как все музыканты, мелодиями, облекает их в живой и эмоциональный язык чувств - вся глубина переживаний героев выражена на сцене, где они, по сути, играют самих себя и свои чувства. И выразить их может только музыка - горячая, страстная, искренняя, выраженная живым человеческим голосом и актерским мастерством. История  музыкального театра не знает другой такой оперы, где композитор показал бы  настоящую жизнь так прямо и правдиво, как в «Паяцах». При работе с оркестром мне не хотелось бы уделять внимание шумному, эффектному и темпераментному сопровождению. Как это часто делается в «Паяцах». Мы будем идти от  жизненной правды к состраданию главным персонажам  оперы.

Пластическое  решение спектакля создает известный танцовщик и хореограф Гали Абайдулов, воспитанник легендарной балетной пары - Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Он создает в нашем спектакле талантливый  пластический рисунок движений участников действия, который наиболее полно соответствует высокому накалу чувств  творения Леонковалло.

Его коллегами по общему сценическому решению были художник-постановщик - народный художник России Вячеслав Окунев, художник по свету Александр Кибиткин, хормейстер Вячеслав Подъельский. А ведущие партии исполнили солисты НОВАТа: Михаил Агафонов, Тимофей Дубовицкий, Роман Завадский (Канио); Ирина Новикова, Надежда Нестерова, Дарья Шувалова (Недда); Алексей Зеленков, Максим Аниськин, Валерий Гордеев (Тонио);Сергей  Кузьмин, Владимир Кучин, Кирилл Нифонтов (Беппо); Карен Мовсесян, Павел Янковский (Сильвио).

Новосибирская  публика с восторгом приняла премьеру . Нет сомнения, что полные залы,  горячие аплодисменты и успех обеспечен и всем  последующим   спектаклям.

Маргарита ДАНИЛОВА

Фото с официального сайта НОВАТа

20 апреля 2017

Комментарии (0)