Главная Культура и искусство ИЗ ПОКОЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

ИЗ ПОКОЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

ИЗ ПОКОЛЕНИЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

 ...На холсте три бойца. Их позы статичны: бой окончен, рейхстаг взят, на его куполе развеваются победные знамёна. Двое молодых стоят к нам спиной, бывалый усач с самокруткой сидит в четверть оборота. Бойцам выпал свободный час, вот и решили они разглядеть повнимательней капище германского фашизма.

Внешне — никакого напряжения, но чем-то тревожным веет от картины.

Чувствуешь, что у воинов непривычное состояние: мобилизации духа и тела не требуется, тяжкий бой окончен... Небольшая передышка, так всегда бывает после срочного дела. Можно спокойно, никуда не стремясь, разглядеть это гнездилище злодейства...

Два лица в профиль, их выражения нами прочитываются слабо, но сгусток их дум ощущается. Композицией и особенно колоритом художник его отлично передал. Над бойцами и рейхстагом всё небо в затихающем, но ещё жарком мареве. Что навевает им это зрелище, какие новые мысли рождаются в сознании воинов?

Должно быть, примерно такие: «Да, мы одолели, мы победили, но…»

«Как же один из великих народов дал себя так одурачить? Принять идею, что его рабами должны стать другие, а целые нации и вовсе истреблены?»

«Чем для нас всех была эта война?»

«Может, после такого человечество, наконец, прекратит братоубийства?»...

Народный художник РФ Вениамин Карпович Чебанов задумал этот сюжет не так давно. Душа и ум его и после «лебединой песни», как он сам назвал Диораму о 150-й добровольческой Сибирской дивизии, рвались из плена самоуспокоенности. Он не раз признавался: «Не могу я без работы». Уход из жизни его друзей — почти всего победного поколения, да и последние события на Родине, которую они защищали, тоже побуждали выразить на холсте внутреннюю тревогу художника и гражданина.

Картина висит в Мемориале, влечёт внимательного зрителя постоять и поразмышлять…

А художник снова в работе. В Мемориале не оказалось полотен, которые ему очень дороги... Первое датируется 1987 г., второе — годом позже. На них одна семейная пара, но с разрывом более чем в полувек.

«Дороги нашей юности». Совсем молодые, но бесконечно уставшие от войны, возвращаются на израненную Родину он и она. Вот так и Вениамин Карпович вёз к себе на родину освобождённую из немецкого рабства Татьяну Романовну...

А на картине «Золотая свадьба» снова эта пара, но уже спустя полвека. Пожилые, отмеченные правительственными наградами. Она – Мать-героиня, а он не только с боевыми, но и с трудовыми орденами. Кроме основного названия картина отмечена ремаркой: «Поколение победителей». Тщательно выписаны натруженные руки, но как впечатляют лица! Особенно у него, бывшего фронтовика. Взгляд устремлён прямо на зрителей, он словно вопрошает: достойно ли храните нашу Победу?

Вениамин Карпович рассказал, что этот сюжет навеян встречами в Доме офицеров: ветераны часто приходили туда вместе с жёнами, детьми, и общались меж собой как родные. Там он неоднократно наблюдал чету Бакуровых — Екатерину Михайловну и Дмитрия Алексеевича, Героя Советского Союза.

Художнику легче стало на душе, когда он сделал повтор этих двух милых его сердцу картин. Получился диптих, два полотна, тематически связанных между собой. Таким образом, в Мемориальной галерее будут полнее представлены жанры, применяемые Художником.

Вениамин Карпович недавно поделился: читает, и с интересом, роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина». Читал его и ранее, но вот снова потянуло. Роман огромный, некоторые критики его сравнивают с «Войной и миром» Л.Н. Толстого, а другие считают современной «Илиадой» Гомера. А первый нарком просвещения, большой знаток литературы А.В. Луначарский заметил, что Горький в Климе Самгине «приводит в порядок весь свой опыт». Нет, видимо, не случайно это произведение мирового классика притянуло внимание нашего Художника, недавно получившего звание «Почётный житель Новосибирска»...

Геннадий ЗАЛЕСОВ

ТОМСК

22 августа 2018

Комментарии (0)