Главная Культура и искусство "ПЕР ГЮНТ". БАЛЕТ… БЕЗ ПУАНТОВ

"ПЕР ГЮНТ". БАЛЕТ… БЕЗ ПУАНТОВ

"ПЕР ГЮНТ". БАЛЕТ… БЕЗ ПУАНТОВ

 Известная драма  норвежского классика Генрика Ибсена всегда привлекала театры своей непохожестью  на произведения других европейских литераторов,  своим особым скандинавским колоритом. В соединении с музыкой Эдварда Грига, где  гармонично слились  таланты двух великих норвежцев, получившая воплощение в пластическом танце, она зазвучала особенно выразительно. А недавно балет «Пер Гюнт» без пуантов пришел и на новосибирскую сцену, получив  полное признание у  зрителей.

Философия пьесы  Ибсена очень своеобразна и сложна для восприятия. В ней много чисто скандинавских символов, норвежского фольклора и обычаев северной страны с суровым горным ландшафтом,  своеобычным крестьянским укладом жизни.  С  культом северного оленя и присутствием в жизни простых  людей  мифических  персонажей - подземных  жителей гор -троллей  и других существ, влияющих на  жизнь людей и активно проникающих в их быт.

Главный герой -  Пер Гюнт - сложная, мятущаяся фигура, мучительно ищущая  свое жизненное предназначение в  надежде поймать белого оленя – символ удачи в национальной мифологии…

Казалось бы, ну как всё это выразить в танце?!.. Но зритель, вдохновленный музыкой Грига, уверенно идет вслед за авторской мыслью. Вот односельчане празднуют свадьбу, где в невестах бывшая подруга Пера Гюнта - Ингрид. Их давно ничто не соединяет, но захмелевший Пер Гюнт сначала приглашает невесту на танец, а потом и вовсе скрывается с нею на всю ночь, настроив против себя не только жениха, но и всю деревню. Его не остановили ни предупреждение  своей  матери Озе, знающей беспутный нрав своего сына, ни  знакомство с юной Сольвейг,  которой он  успел дать обет верности  и сразу избранной им в свои невесты.

Спасаясь от  гнева односельчан, Пер Гюнт скрывается в горах, и там, среди троллей, чуть не женится на «зеленой  женщине» из их породы. Ингрид он давно прогнал и пускается в разные сомнительные путешествия.  Он бывает на разных континентах - в Африке, Америке, Индии, меняя  занятия и профессии, встречает самых разных людей. В том числе и мошенников и даже попадает в сумасшедший дом, а, возвращаясь  к родным берегам, терпит ужасное кораблекрушение, в котором чудом  выживает. И вообще он практически неуязвим, так как состоит под защитой двух преданнейших  и любящих  его женщин, его добрых ангелов - матери Озе и невесты Сольвейг, все эти долгие годы верно и безропотно дожидающейся своего жениха. Он появляется   уже старым на пороге  её избушки, которую построил сам для своей невесты после их первой встречи и где она все долгие годы верно ждала его. Его  встречает уже седая и ослепшая Сольвейг. Он кладет свою  седую голову ей на колени и под её колыбельную, которую она поет своему любимому, умирает… Нет, он не нашел своего предназначения и он растратил время впустую в чуждых ему землях, вдали от своей родины и от назначенной ему Судьбой Сольвейг.

Язык танца очень красноречив, и мы без труда угадываем  за талантливой пластикой героев все движения их души.

- Пер Гюнт, несомненно, является одним из самых сложных драматических персонажей, - говорит хореограф-постановщик Эдвард Клюг. – Благодаря ему Ибсен стал одним из ведущих драматургов ХIХ века. Григ, в свою очередь, -  это ключевой представитель тонких музыкальных идиом и романтизма в целом. Специально для   пьесы Ибсена Григ написал музыкальное сопровождение, из которого он затем выделил отдельные фрагменты и соединил их в две оркестровые сюиты, которые и по сей день очень  популярны. Но мне пришлось нелегко связать эти  миры двух великих  норвежцев с новой эстетикой современного  балета под названием «Пер Гюнт». Драма  Ибсена по сути своей опережает собственную универсальность путем  загадочных описаний реального мира и мира фантазий Пера Гюнта. А  музыка Грига, существуя  независимо от драматической вселенной Ибсена, рисует в воображении импрессионистские пейзажи  А мне пришлось, отталкиваясь от их версий драмы, создавать собственную интерпретацию - разумеется, на языке  балетного повествования и   дополнять  его музыкой Грига, взятой из других его произведений.

 Так что  продвинутый зритель  легко может  услышать, кроме знакомых всем мелодий -  «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», красной нитью проходящей через всю драму «Смерть Озе», экстравагантный «Танец  Анитры» и другие музыкальные темы  двух  григовских сюит, написанных специально к  драме - и другую музыку норвежского композитора, используемую в  балете,   и музыкальные темы, что близко  затрагивали  мироощущение  художника - лирику, поэзию природы, народно-жанровую сферу.

 Музыка  Грига, по справедливому замечанию Б. Асафьева, «объединила в сжатом лирико-эпическом тонусе то, что индивидуализм Ибсена не смог собрать в данной пьесе».

В каждом из пяти  действий «Пер Гюнта» композитор выделяет центральную, стержневую  линию, отчетливо характеризующую данный этап развития драмы.. В первом акте это картины норвежского  крестьянского  быта, во втором - фантастика сказочного царства троллей, в третьем -лирическая драма Озе и Сольвейг,  в четвертом- живописные сцены арабского Востока. Завершающее, философское  значение пятого  действия отмечено у  Грига углубленно-лирическим характером музыки: и трагическая сцена обвинения Пера, и торжественный хорал поселян, прославляющий красоту природы и мироздания,  и трогательно-нежная колыбельная Сольвейг, с которой уходит из жизни Пер,  - всё это увенчивает драму Ибсена возвышенным в своей цельности и чистоте чувств лирико- философским эпилогом.

Эдвард Клюг признается, что с наслаждением трудился над созданием  современного балетного спектакля  с   высоко профессиональной балетной труппой, где царили единомыслие, взаимопонимание и общая цель - донести до зрителя спектакль во всей его естественности и пластике движений, со свободой актерской импровизации,   спектакль, где не игра, а сплошное проживание содержания. Постановщик работал в тесном творческом тандеме с заведующим балетной труппой и исполнителем главной роли (наряду с Николаем  Мальцевым и Романом Полковниковым)  Денисом Матвиенко, музыкальным руководителем и  дирижерами Кареном Дургаряном и Евгением  Волынским, художником-постановщиком Марко Ягелем, художником по костюмам  Лео Куласом, художником  по свету Томажем Премзлом и хормейстером Вячеславом Подъельским.

В партии Сольвейг заняты ведущие  солистки балета  Ксения Захарова, Вера Собанцева  и Маргарита Солодова.

Новосибирцы восторженно приняли необычную постановку балета - не на пуантах, каждый раз подтверждая это долгими аплодисментами и заполняемостью  зрительного зала.

Маргарита  ДАНИЛОВА

Фото - с официального сайта НОВАТа

.

21 апреля 2017

Комментарии (0)