Главная Культура и искусство ТАЙНА ГЕРЦОГА СИНЯЯ БОРОДА

ТАЙНА ГЕРЦОГА СИНЯЯ БОРОДА

ТАЙНА ГЕРЦОГА СИНЯЯ БОРОДА

 …Но помню я картину вещую,

Предпосланную векам.

Над  всей вселенною,

над вечностью                                                                                           

Там руки тянутся к  рукам.

Художник муку эту чувствовал.

Насколько мог, он сблизил их.

Но всё зазор какой-то чутошный

Меж пальцев - женских и мужских….

И вытянутые над бездною,

где та же, та же немота,

Не смогут руки наши бедные

соединиться никогда.

             Евгений Евтушенко

 

Очередная премьера НОВАТа -  «Замок герцога  Синяя борода» венгерского композитора Белы Бартока -   была посвящена столетию со дня её первой постановки в  Будапештском оперном театре в мае 1918 года.

С той поры  эта одноактная опера  с необычным сюжетом  и авангардистской музыкой стала весьма популярна в музыкальном мире, как и имя самого Бартока. Символистская драма начала ХХ века по-прежнему актуальна, где речь идет о вечном одиночестве человеческой души, разобщенности и непонимании  людей в этом мире и о трагическом несовпадении  психологии женщин и мужчин, лишающих их счастья и взаимной гармонии.

Концертный зал им. Зака театра, где состоялась премьера, был заполнен до отказа: эта опера  впервые  должна была зазвучать на сибирской сцене.

По  замыслу автора (либретто  Б. Балажа), в опере   речь идет о  герцоге Синяя борода  и его зловещем замке,  где бесследно пропадают его жены. И вот появляется очередная   влюбленная красавица Юдит, претендующая на эту роль,  оставившая ради герцога своих родителей, родных и жениха. Вступив под своды замка, она  удивляется его мрачности и просит открыть  все запертые двери, но Синяя  борода отговаривает её и не  дает ключей. Молодая жена настаивает и, в конце концов, получает. Но то, что открывается её глазам, ужасает. За первой дверью она видит  изощренные орудия пыток, за второй- самое разное оружие  с устрашающими атрибутами войны, за третьей - несметные сокровища, за  четвертой – цветущий сад с изобилием  прекрасных цветов, но… со следами крови на лепестках. Пятая дверь открывает вид на бескрайние владения герцога.

 Синяя борода обещает все свои богатства отдать Юдит, но она не должна просить у него ключей от двух последних дверей-шестой и седьмой. Но та непреклонна. И что же?.. За шестой дверью она видит неподвижное озеро слез людского горя и уже чувствует, что ожидает  её за последней, седьмой дверью. Её взору предстают  три прежних жены в тяжелых и богатых уборах и коронах с сиянием вокруг головы. Но  это уже не женщины, а измученные тени их… Подобный наряд получает и Юдит и безропотно уходит вместе   с женщинами, и седьмая дверь закрывается. Для  Юдит наступает вечная ночь, которую она  сама себе выбрала.

Таков сюжет. А на сцене Концертного зала  слева - оркестр,  в центре – пространство главного зала замка с семью дверями и большим, во всю высоту  сцены, полотном с бегущим видеорядом, демонстрирующим  внутренние владения Синей бороды. Правую сторону сцены занимает огромное ложе, вокруг которого  всё и происходит - объяснение  герцога с молодой женой, их нежность и долгий спор о ключах, появление его прежних жен и, наконец, уход отсюда  Юдит в свой последний путь, откуда нет возврата.

В партии Синей бороды - Алексей Зеленков,  Юдит - Ольга Колобова, оба - ведущие солисты Новосибирской оперы, хорошо знакомые зрителю. Оба превосходно справились со своими ролями и были вознаграждены заслуженными аплодисментами зрителей и букетами роз.

Режиссер спектакля Вячеслав Стародубцев высказал свою концепцию постановки и свой, современный взгляд на  происходящее на сцене:

  «Таинственная и зловещая история Синей бороды - злодея, убивавшего своих жен, впервые появилась в сборнике сказок Шарля Перро более двухсот лет назад. Вначале ХХ века  многие художники обращались к этому сюжету в попытке разгадать тайну Синей бороды и в поисках глубинных смыслов сказки - философских и психологических. Венгерского композитора Белу Бартока этот сюжет вдохновил на создание одноактной оперы «Замок герцога Синяя борода», в который он исследует психологию отношений мужчины и женщины, их вечное притяжение и противостояние.

Душа мужчины - это всегда  неприступный замок. Только настоящая любовь способна открыть все его двери. Поиск той одной, единственной женщины может продлиться всю жизнь, но поиск нежности и истины  всегда ведет к гармонии и равновесию.

Отношения между двумя - это всегда компромиссы и  жертвенность. Порою трудно найти в себе силы принять и не пытаться поменять любимого человека - это  и есть тот  единственный ключ, который открывает все двери.

Каждый человек яростно оберегает свое внутреннее пространство и любое посягательство на него должно иметь сильное обоснование, и порою даже любовь не способна разрушить барьеры личного пространства.

Одна из самых ярких опер ХХ века рассказывает как раз об этих ключах. Тонкая психологическая драма, скорее, ставит вопросы, чем дает ответы. И  только музыка способна открыть все наши тайны».

Да, музыкальный язык оперы необычайно красочен, выразителен и полон внутреннего напряжения. В нем слышны отголоски древних  трансильванских   баллад и  народных венгерских песен с их своеобразным музыкальным строем и  дивной мелодичностью. Барток  в аллегорической форме  отображает вечную тему  трагической разобщенности между людьми и погружает слушателя в дивный мир поэзии прошлого. С помощью  оркестровых тембров и  выразительных интонаций  точно передает эмоциональное состояние героев. С помощью новаторских приемов композитор выписывает тот причудливый, сумрачно-фантастический живописный фон, на котором разворачиваются действия оперы, и завороженный и восхищенный зритель  с восторгом погружается в эти волшебные звуки, сливаясь с ними   в экстазе и гармонии.  И всё это доносится до него благодаря   оркестру театра  и превосходному   дирижерскому мастерству маэстро  Евгения Волынского.    Музыканты сумели создать ту мистическую и тревожно-волнующую атмосферу, которая заложена в исходной партитуре и которую так изысканно и  мощно задавал оркестр на протяжении всего действия.

И ещё. Скупая сценография спектакля, серые кадры видеоряда и практически концертное исполнение оперы лишают его более сильного эмоционального воздействия. Как и отсутствие грима на лице, особенно - солиста с его открытым и располагающим ликом в роли зловещего герцога. Но мы всё равно рады  появлению  необычной  и яркой оперы на нашей сцене, которая  расширяет наш музыкальный кругозор и обогащает нас эмоционально.

Маргарита ДАНИЛОВА

Фото с официального сайта НОВАТа

10 июня 2018

Комментарии (0)