Главная Культура и искусство Тайные пути литературы. К 75-летию писателя В.Г. Распутина

Тайные пути литературы. К 75-летию писателя В.Г. Распутина

Тайные пути литературы. К 75-летию писателя В.Г. Распутина

Общеизвестен факт доброго напутствия нашего земляка Владимира Чивилихина в начале пути писателю Валентину Распутину. Но забылись или вовсе незнакомыми оказались для многих читателей значимые подробности того ставшего памятным Читинского семинара молодых писателей Сибири и Дальнего Востока.

Попытаемся хотя бы в малой мере рассказать о некоторых событиях того времени и участии в них Владимира Чивилихина. В своем письме от 2 июня 1967 года Чивилихин вспоминает, что с января 1965 года по настоящее время он написал и опубликовал 17 статей и очерков по различным вопросам литературной, хозяйственной, политической жизни, «организовал» 7 авторских выступлений в печати – учёных, инженеров, студентов, выступил с тремя большими речами ( на комсомольском съезде, на выездном секретариате и съезде российского союза писателей); совершил 10 поездок ( в Читу, в Бурятию, на Байкал, ГДР, в Японию, на Волгу и др). Как бы отчитываясь писатель пишет о 5 данных им рекомендациях в Союз писателей, прочтении и рецензировании десятка рукописей. Особо отмечает, что «объём переработанной рукописной продкции только по читинскому семинару – около 120 печ. листов.

По воспоминаниям Э. Анашкина, в сентябре 1965 года рабочие будни Читинского семинара проходили в двенадцати творческих группах. Помочь молодым литераторам выйти на большую дорогу литературы помогали Антонина Коптяева, Франц Таурин, Леонид Решетников, Семён Шуртаков, Виктор Астафьев, Сергей Наровчатов, Марк Соболь, Юрий Рытхэу, Юван Шесталов и многие другие известные поэты и прозаики.

В группе под руководством В. Чивилихина, работавшей на первом этаже Читинского мединститута, в комнате № 32, были П. Неделин (Абакан), Д. Сергеев (Иркутск), Д. Стахорский и В. Битюков (Чита), Ю. Дерфель и Г. Кузнецов (Якутск), В. Распутин (Красноярск), а также И. Палкин (Чита).

Э. Анашкин в своей статье в газете «Литературная Россия» ( № 36 от 09.09. 2005 г.) отмечает творческий подход Чивилихина: « Не зря Владимир Алексеевич оценивал своих подопечных по трём группам. К первой он отнёс тех, чей уровень литературной подготовки был невысок, до такого семинара они её не дотягивали, но «времени мы на них не жалели», надеясь, что советы не пропадут даром. Во вторую группу попали «семинаристы», пишущие умело, даже профессионально, но малозначимо. Они «не заставляют переживать, не допускают под черепную коробку ежа». А третья группа – это открытые таланты. К ним принадлежит прежде всего Валентин Распутин, чей рассказ «Я забыл спросить у Лёшки» был напечатан в 37-м номере еженедельника «Литературная Россия» того же 1965 года. (Это первая публикация Распутина в Москве). «Ещё очень молодой, весь в поисках, иногда удачных, иногда неудачных. Мы имеем дело с редким дарованием, он привлекает углубленной психологичностью, смелостью, с которой он берётся за сложные вещи. В языке у него нет бесцветности, бесполости, фразы иногда сложные, но они сработаны из точного лексического материала. Мы верим, что из него получится хороший писатель…»

12 сентября участники семинара были собраны на итоговое собрание. Руководители всех творческих групп подвели результаты обсуждения почти восьмидесяти рукописей. Вновь процитируем Э. Анашкина: « Как точно предсказал в своём выступлении руководитель четвёртой группы прозаиков Владимир Чивилихин: « Мне почему-то кажется, что великий художник, которого мы с нетерпением ждём, придёт из Сибири. В Сибири есть всё: язык нетронутый, есть правда особая, бодрящая, которая зовёт не к созерцанию, а к действию. В Сибири сосредоточены политические, экономические, моральные и другие проблемы. В Сибири характеры крепкие, крупные, которые отражают психический склад сибиряка. Наконец, Сибирь живёт на земле, дорогу для всех народов. И в Сибири сложнее, чем где бы то ни было. И мы уверены, что именно Сибирь даст художника, которым будет гордиться человечество».

Валентин Распутин на памятном Читинском совещании запомнился многим его участникам. Вот как об этом написал впоследствии известный читинский поэт Михаил Вишняков: « Среди этой шумной, яркой, ироничной, азартной и умной компании незаметно выделялся своей молчаливостью и серьёзностъю Валентин Распутин. За ним тянулся незримый шлейф ещё не сбывшейся, но уже признаваемой значительности, особенности, углублённости взгляда на себя и Россию. Его молчание было исподволь пытливым и совестливым. Помню, как бородатый, уже потрёпанный жизнью критик, литературовед и фанатик «оттепели» Евгений Раппопорт, выкатив свои библейско-еврейские глазищи, яростно и неотступно вдалблива в головы москвичам из ЦК комсомола:

- Вы ещё услышите это имя – Валентин Распутин! И тогда вам будет стыдно, что знали, но не поняли крупнейшего русского писателя ХХ века. На меньшее – не рассчитывайте».

Добрые напутственные слова Владимира Чивилихина ,конкретные действия и советы старшего и по возрасту и по литературному опыту помогли становлению молодого писателя.

Но вот примечательны признания самого Распутина о том, что на совещание в Читу он поехал «больше для того, чтобы встретиться там со своими иркутскими друзьями – с Александром Вампиловым, Вячеславом Шугаевым и Геннадием Машкиным. «Себя показать», т.е. свои литературные опыты, было «во-вторых». Как журналист я был на хорошем счету, писал заметно, и, если бы в Чите мне сказали, что мои рассказы слабы (так оно и было), я бы, вероятнее всего, без большого сожаления своё приближение к литературе оставил. Но мне повезло, я попал в семинар к Владимиру Чивилихину. Иногда я ставлю себя на его место и думаю: а как бы, интересно, я…отнесся к начинающему литератору, автору «моих» рассказов образца 1965 года, и, боюсь, обошёлся бы с ним более сурово. Кроме двух рассказов, остальные я не печатаю». Но В.Чивилихин «что-то высмотрел в них – что-то, должно быть, не столько имеющееся, сколько обещающее».
Читая письма В.А. Чивилихина В.Распутину, поражаешься уважительному отношению Владимира Алексеевича к таланту Валентина Распутина и бережному отношению к русскому языку. В то же время Чивилихин не встаёт на позицию учителя, заявляя: « Советовать я тебе ничего не имею права».

Прошли, пролетели годы. Из участников Читинского совещания молодых писателей кто-то стал писателем, кто-то остался журналистом, некоторые остались верны ранее полученным профессиям. Для Валентина Григорьевича прошедшее время было временем упорного труда, энергичной самоотдачи, смелой борьбы и большой требовательности к себе.

Провидческий взгляд Владимира Чивилихина и других, чутко увидевших в первых распутинских рассказах широту и размах таланта Валентина Распутина, сегодня можно смело сказать оправдался в полной мере. Тайные пути распутинской прозы завоевали сердца и умы многих читателей в России, соседних странах, а также, в Германии, Японии, Финляндии, Италии, США и др. Герои его повестей и рассказов заговорили на разных языках народов мира, стали близки и понятны людям Земли.

По прозе В. Распутина сняты кино и видео фильмы, выпущены записи на различных носителях, поставлены театральные спектакли, созданы музыкальные произведения. Различные аспекты и художественные особенности Распутинской прозы тщательно изучаются учёными и защищаются диссертации. В них делаются попытки раскрыть секреты влияния образов, языка и этики писателя В.Г. Распутина, его вклада в русскую и мировую литературу.

Вот как это вклад оценил председатель Союза писателей России Валерий Ганичев:

«Можно с твердой уверенностью сказать, что если первую половину XX века, исторический и социальный разлом России художественно осмыслил и отразил в «Тихом Доне» и других своих произведениях Михаил Шолохов, то творчество Валентина Распутина явило миру самые глубинные процессы, происходящие в стране, обществе, в душах наших людей во второй половине столетия и на переломе веков. Нет сомнения, что сейчас он наиболее интуитивно точный, психологически убедительный, художественно, стилистически совершенный писатель у нас в Отечестве».

Врезка: В.Г. Распутин родился в селе Усть-Уда Иркутской области 15.03 1937. После окончания Иркутского университета работал журналистом, бывал на стройках Сибири. С 1966 г. Распутин — профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР. Его повесть «Последний срок» (1970), заявила о зрелости и самобытности автора. Далее последовали ныне широко известный рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976). «Пожар» (1985), «Дочь Ивана, мать Ивана» (2004). В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь. В 2009 г. предпринято путешествие по Ангаре до мест затопления будущей Богучанской ГЭС, о чём вышел фильм «Река жизни. В.Г. Распутин» (2011). Писатель ведёт активную общественную деятельность.

Экранизации его произведений:
1969 — «Рудольфио», реж. Динара Асанова
1969 — «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК) видео
1978 — «Уроки французского», реж. Евгений Ташков
1980 — «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов
1980 —«Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов
1981 —«Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская
2008 — «Живи и помни», реж. Александр Прошкин

Награды:
Герой Социалистического Труда (1987),
Два ордена Ленина (1984, 1987),
Трудового Красного Знамени (1981),
Знак Почета (1971),
Орден За заслуги перед Отечеством III степени (8 марта 2007),
Орден За заслуги перед Отечеством IV степени (28 октября 2002).
Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года).

В 1984 году ушёл из жизни Владимир Алексеевич Чивилихин. Светлую память о своём старшем друге свято бережёт Владимир Григорьевич Распутин. Свидетельством этому являются написанныие им воспоминания, добрые слова в телепередачах, действия по защите Байкала.

Он поддерживает отношения с созданным на родине В.А. Чивилихина в сибирском городке Мариинске городском литературно-мемориальном музее имени писателя В.А. Чивилихина.

В августе 1987 года – а музею ещё не было и года- В. Распутин отправил свою изданную в Иркутске книгу «Что в слове, что за словом?» со следующим автографом:

«Мариинскому музею В.А. Чивилихина от одного из благодарных и обязанных ему младших товарищей в литературе – обязанных В.А. Чивилихину, а значит обязанных и музею. Искренне. Август 1987 В. Распутин».

В марте 2010 года в литературной гостиной Дома-музея В.А. Чивилихина состоялась презентация книги-альбома Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь…», которую автор передал в дар музею. Свой подарочный экземпляр книги писатель подписал: «В Мариинский городской литературно – мемориальный музей писателя В. Чивилихина с великой любовью к Владимиру Чивилихину, к его родине и землякам».

Делами и жизнью музея В.А. Чивилихина Валентин Распутин живо интересуется, помогает по-своему. В августе 2011 года Валентин Григорьевич прислал поздравительную телеграмму коллективу сотрудников музея в связи с 25-летием его деятельности. Свои произведения с автографами В. Распутин подарил также Мариинской городской библиотеке имени В.А. Чивилихина.

«Конечно, литература воспитывает не так, как передовая статья в газете, по-другому, она тайными путями пробирается в сердце и мозг человека», - написал однажды В. Чивилихин молодому В. Распутину. Это может почувствовать на себе любой читатель, взявшийся читать  
хорошую книгу.

В юбилейные дни мы, как и многие сибиряки, желаем Валентину Григорьевичу здоровья, творческого долголетия!
В. Залесов (г. Москва)
Г. Залесов (г. Новосибирск).




 

20 апреля 2012

Комментарии (0)