Точка невозврата

Уже много лет наш город претендует на звание культурной столицы Сибири.  Даже приняли программу «Новосибирск - культурная столица», но это звание упорно оспаривают Омск, Томск, Красноярск, Иркутск…     

По правде говоря, с культурой в Новосибирске туговато. И этому есть исторические предпосылки. Новосибирск начинался как торгашеский, купеческий город. Он бурно рос за счет торговли и выгодного расположения. Потом был период с 40-х по 80-е годы, когда доминировало промышленное производство и наука, но в 90-е все вернулось на круги своя. Город опять стал торгашеским, в лучшем случае мещанским. То, что Новосибирск - не самое хорошее место для культуры, могут подтвердить не только киношники, но и артисты, писатели, художники, журналисты. Для многих он стал просто перевалочной базой, перед тем как уехать в другой регион.             

Годы реформ жестко «отформатировали» всю культуру в целом, и однако же, есть, на мой взгляд, самая «убитая» отрасль…

Новосибирск когда-то был кинематографическим городом. Здесь снимались игровые, документальные, научно-популярные и мультипликационные фильмы. Наши режиссеры и операторы получали призы на международных и российских кинофестивалях. В Новосибирске была своя школа, своя кинематографическая среда, которая в итоге, как подводная лодка, про которую спросили у В.Путина, бесславно утонула в пучине рыночных отношений.  Кинокопировальную фабрику ликвидировали, «Новосибирсктелефильм» закрыли… С кинохроникой история немного длиннее: директор там оказался рыночник. Он быстро скумекал, что если всех кинематографистов из здания выгнать, а освободившиеся площади сдать торгашам, то на хлеб с маслом хватит. Так и поступил. Киношники оказались на улице, разбрелись по мелким студиям и квартирам. Для подавляющего большинства сейчас на повестке дня стоят вопросы не искусства, а выживания. Вместо фестивальных фильмов приходится делать заказные (и то, если повезет).  Вообще-то такая ситуация не только в Новосибирске.  Из 16 разбросанных по стране студий, которые более 80 лет занимались кинохроникой, осталась только одна - в Питере. И та еле-еле сводит концы с концами. Остальные закрыты, распроданы, разогнаны. Почему же государство уничтожило отрасль, исправно работавшую на поприще информации, просвещения, культуры?..

Помнится, в 90-е годы был настоящий бум документального кино.  Многие кинематографисты придерживались либеральных взглядов и с увлечением стали делать фильмы о том, что «господин» - это не ругательное слово, а культурное обращение, что капитализм - это хорошо, а Советская власть – плохо. Они стали восхваляли новую власть (правда, некоторые по привычке: раньше – советскую, теперь - антисоветскую) и совсем не ожидали получить то, что получили.

Кстати, каша в голове у наших либералов так и осталась, только к ней прибавилось недоумение – мы так хотели служить этому режиму, почему же с нами так обошлись? Действительно, почему?  Зачем власти нужно было уничтожать кинопроизводство? Ведь тех, кто был не согласен, могли просто уволить, отправить на пенсию (при капитализме это пустяки).  Нет, сделали по-другому - уничтожили киностудии. А ведь они всегда были местом притяжения творческих людей, идей, проектов.  Размышляя об этом, не могу найти логического объяснения. Получается, для того, чтобы не болела голова, ее взяли и отрубили.  Усилий много не потребовалось - прекратили финансирование, и «рынок» расставил все по своим местам: кто-то нашел другую работу, кто-то умер, а киностудии как база для фильмопроизводства просто перестали существовать. 

Именно в эти годы в наш быт прочно вошли компьютеры, видео, интернет, мобильные телефоны. Если для работы в кино нужны были знания, то теперь все стало «просто». Включи видеокамеру в автоматический режим и снимай (я несколько утрирую, но…). Дилетанты заполонили собой все и стали сами себе режиссерами. Это происходило на всех уровнях.

Культурой стал командовать дипломат, армией - мебельщик, медициной - бухгалтер, а сельским хозяйством - врач. Мир не перевернулся, солнце продолжало всходить на востоке, а заходить на западе. Между тем государство сделало следующее умозаключение: «Зачем нам хроника? У нас есть ТВ!» О летописи, об истории не думал никто. Зачем забивать голову подобными пустяками? Новости каждое утро выходили в эфир, а на следующий день на ту же кассету снимались другие новости. Архив почти не создавался. Таким образом, начиная с 90-х годов, у нас огромный провал в летописи. Возможно, это было сделано сознательно. Кому нужны документальные факты тотального воровства? Их же потом предъявят как обвинение!

В советское время киноотрасль по доходности была в тройке лидеров. Сейчас другие времена.  У областного  киновидеопроката осталась убыточная сеть сельских клубов с устаревшим оборудованием (денег, естественно, не хватает).

А в городе все кинотеатры отданы в аренду частникам на 49 лет.  С них тоже никакого дохода областному бюджету.          

Как во всяком областном центре, у нас есть свое министерство культуры.  Как оно реагировало, например, на закрытие Западно-Сибирской киностудии? Возможно, из-за того, что киностудия находится на левом берегу Оби, а управление культуры (тогда еще было управление, а не министерство) - в центре города, никто этого и не заметил. А если и заметили, то никакого виду не подали. К чему лишние эмоции?            

Я говорю об этом спокойно, без обиды. У каждого свои интересы.  Кинематограф и чиновники от культуры живут и двигаются параллельными курсами, пересекаясь очень редко.                                                                                                                             

А нужен ли Новосибирску, Новосибирской области кинематограф? Документальное,  игровое, мультипликационное кино, киностудия, кинопрокат, режиссеры, операторы, монтажеры? Я говорю не о дилетантах, которые будут бить себя в грудь и больше всех кричать, что они кинематографисты. Речь идет о профессионалах.            

На мой взгляд, если Новосибирску нужна летопись, фильмы-портреты, проблемные фильмы, если нужен имидж города и области, то необходимо принять решение о комплексной программе развития кинематографа и кинопроката в Новосибирской области.  У нас есть программы развития охотничьего хозяйства, туризма, физической культуры и спорта, профилактики правонарушений.   Программы развития кинематографа и кинопроката нет… 

Возможно, в  том, что я говорю, нет широты взгляда, я не затрагиваю других животрепещущих тем, смотрю на проблему «изнутри». Но именно потому, что смотрю изнутри, я могу ответственно заявить: Мы вплотную подошли к точке невозврата.

Пройдет еще 3-5 лет, и этот вопрос станет не актуален. О кинематографе Новосибирска как явлении общероссийского и даже международного уровня можно будет говорить только в прошедшем времени.  И даже не потому, что те, кто сейчас работает, работать перестанут. Хотя и это тоже. Будут окончательно утеряны традиции Сибирской школы документального кино, а тем, кто захочет продолжить, придется начинать с нуля.

Ничего личного, просто констатация факта.

 

                                                                               Кинорежиссер  В. Эйснер

 

11 мая 2012

Комментарии (0)