Главная Общество Егор Лигачёв - в жизни и в живописи

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ПОНЯЛ, ЧТО ЕЛЬЦИН - РАЗРУШИТЕЛЬ

Егор Лигачёв - в жизни и в живописи

 Егор Кузьмич Лигачёв и живопись... Нетривиальное сочетание, не правда ли? И вообще, многие ли сейчас вспомнят лицо этого политика, наиболее известного своей фразой: «Борис, ты не прав!», обращённой к Ельцину ещё в самом начале его «славных дел»? Ответ очевиден.

Факт позирования Е.К. Лигачёва кому-либо из художников неизвестен, да это и не вписывается в его образ человека и политического деятеля. Даже фотографии его, изредка встречавшиеся в СМИ, относятся преимущественно к московскому периоду его работы. Сам Лигачёв не приветствовал подобной публичности. Более того, считал, что фотографии руководителей стоит помещать в газетах только в случаях каких-то их программных заявлений, достижений, крупнейших, значимых событий. Позицию первого секретаря обкома КПСС знали в томских редакциях и были осторожны. Что уж говорить о живописи!   

И всё-таки его облик оказался запечатлён художником. Через 15 лет его секретарства в области. Это был коллективный портрет, который хранится ныне в Томском областном художественном музее.

 

   На выставке в связи с юбилеем города. 2014 г.  Фото Л.В. Демидовой

 

Заслуженный художник РСФСР К.Г. Залозный отразил факт посещения Томской области председателем Совета  министров РСФСР М.С. Соломенцевым в июне 1980 г. Егор Кузьмич демонстрирует ему возможности Обской поймы для заготовки кормов животноводству. Вокруг  них и председателя облисполкома А.Е. Высоцкого - группа областных и местных руководителей. На дальнем плане на реке виднеется плавучий завод по производству травяной муки. Из его труб по центру картины идёт дым – работа кипит! Технология вызывала интерес, поскольку позволяла получать отличный корм для всех видов скота из дикорастущих пойменных трав и достигать прекрасного экономического эффекта. Это и было новацией, которую показывали гостю.

 

Известный писатель Алекандр Проханов о Лигачёве написал так: «Его душа болела за всю российскую пойму».

На полотне Лигачёв не в центре композиции, но в центре сюжета. Трое статусных мужчин  (депутатские значки на пиджаках тому подтверждение) активно обсуждают что-то важное. Выступающее фоном зелёное пространство - полусельский, полуурбанистический пейзаж - контрастирует с убелённостью их волос. Обрамляют троицу почти симметрично ещё две пары участников события: А.С. Зарембо и Р.М. Романов с одной стороны, А.П. Габрусенко и директор совхоза, новатор К.Б. Янкелевич с другой.

Три центральных лица отображены по разному: в профиль, в фас и в три четверти. Их головы образуют прямую линию по кромке зелени, они как бы равны как собеседники, но именно на Лигачёва смотрят участники встречи. Его фигура за счёт белых ярких пятен и чёткого профиля выделена художником, лицо вслушивающегося и думающего собеседника, он – центр  внимания.

До некоторого времени считалось, что персонального живописного портрета Е.К. Лигачёва нет. Но он опубликован в альбоме-монографии С.Н. Левандовского «Александр Шумилкин» (Томск. 2019. С. 243). Под цветной копией подпись: «Портрет Егора Кузьмича Лигачёва. 2000».  В  огромном перечне всех работ художника он так и значится. 

 

Меж названными работами разница в два десятка лет. На первой Егор Кузьмич - лидер томских коммунистов, ну а на этой – пенсионер, депутат Госдумы РФ III созыва, которую он открывал своей речью как старейшина.

На полотне А. Шумилкина его фигура расположена в нижней трети картины. Задумчивый и немного грустный, в зимней одежде, Лигачёв стоит на фоне двухэтажного особняка, украшенного затейливой резьбой, - видимо, памятника деревянного зодчества. Знатоки узнают дом номер 21 на улице Дзержинского, одну из жемчужин томской старины.

Пожилой, но ещё крепкий человек - и дом такой же, поживший, много на своём веку видевший и всё-таки устойчивый, основательный и по-своему красивый.

Настроение картины спокойное, несколько даже минорное. Зимние сумерки, темнеет рано - но тут ещё и сумерки жизни... Перед нами предстаёт человек думающий, способный трезво оценить и свои поступки, и деяния других. Взгляд его устремлён куда-то внутрь... В прошлое? Или в настоящее, каким оно стало, в том числе, и благодаря его усилиям?..

                                          Новые находки

Сын Егора Кузьмича Александр давно говорил о портретах отца, хранящихся где-то в шкафах. По нашей просьбе, к он-лайн конференции ветеранов в честь 102-й годовщины со дня рождения Егора Кузьмича, он нашёл два ранее неизвестных портрета.

При более тщательном их изучении отпала пока версия, которая неоднократно всплывала, - что портрет Лигачёва писал народный художник А.М. Шилов. Это не так. Авторы - томичи.

Если судить по хронологии, то самый первый портрет был написан К.Г. Залозным. На обороте холста надпись его рукой: «С глубоким уважением – Егору Кузьмичу Лигачёву. Худ. К. Залозный. Томск».

 

На холсте размером 64х74 см изображён улыбающийся Егор Кузьмич. Такое впечатление, будто перед ним интересный собеседник и они расположены друг к другу. Такой образ первого секретаря обкома партии коммунистов несколько необычен, так как большинство тех, кто его знал, помнят Лигачёва как очень строгого, требовательного руководителя, как правило, сосредоточенного и подчас даже сурового.

Но К.Г. Залозный, будучи с 1967 и до 1984 гг. председателем правления Томской организации Союза художников РСФСР, часто наблюдал Егора Кузьмича в самых разных ситуациях - приходилось с ним общаться по делам местных художников. Особенно много общих забот было в связи с подготовкой и проведением в 1975 году 4-й зональной выставки «Сибирь социалистическая». Председатель Союза художников РСФСР, народный художник Г. М. Коржев и первый секретарь Томского обкома партии открывали её 5 февраля, разрезали алую ленту. В выставке участвовало более 500 художников Сибири. Событие для Томска!

Конечно, выставке предшествовала большая организационная работа: создать экспозиции, организовать жильё, питание и много чего ещё. Ясно, что лигачёвский размах проведения подобных форумов требовал напряжения и неоднократных встреч в обкоме партии. Можно предположить, что именно в ходе этой подготовки и родилась у Залозного идея создать живописный образ не партийного функционера, а человека открытого и приветливого, деятельного, чуть ироничного.

Сила художника в том, что перед нами не просто очередной парадный портрет партийного «чинуши», а весьма человечный облик коммуниста-руководителя - в пику тем, кто считал партийцев этакими держимордами, «прессующими» не только творческую интеллигенцию, но и весь народ. 

 Можно увидеть перекличку двух художников в портретах одного лица. Каждый дал свою интерпретацию живого образа строгого, требовательного, но интеллигентного руководителя. Сравнивая полотна, видим, как его величество Время поработало над человеком, но его внутренний стержень только окреп.

Другая находка, которую разыскал Александр Егорович, - это живописный портрет Егора Кузьмича размером 58х73 см. На обороте автограф художника Ал. Шумилкина и дата - 1988 г. Е.К. Лигачёв в это время уже работал в Центральном Комитете Коммунистической партии, занимая высокий пост в Политбюро.

Было предположение, что это этюд для будущей картины. Но полотно - в раме. Правда, без дарственной надписи, но с автографом. Значит, это законченное произведение художника.

Оно характерно для Александра Шумилкина, типичен именно его почерк. Чётко прописан профиль Егора Кузьмича. Лицо, шея и часть плеча – основные на полотне. Композиционно картина отличается от рассмотренного выше портрета кисти того же Шумилкина. Здесь профиль Лигачёва чётко смотрится на оригинальном фоне. А фон этот разделён строгой линией по вертикали. Но не на равные части: впереди лица - густая чёрная полоса, сзади - светло- серая, значительно более широкая. Выражение лица сосредоточенное, спокойное, но мысль опять, как и в предыдущем полотне этого художника, явно присутствует. Голова - в серебряной седине, и непременный и многим знакомый вихор его волос... Белая рубашка и тёмно-синий галстук подчёркивают рабочую атмосферу.

Напрашивается такое прочтение этого портрета – была светлая полоса жизни и деятельности, но она резко сменилась очень плотной тёмной.

А дум ещё больше…

Ал. Шумилкин. Портрет Е.К. Лигачёва. 1988 г.

Итак, нам теперь известны четыре живописных портрета Егора Кузьмича Лигачёва.

Если хронологически, то первой можно считать работу К.Г. Залозного, где Лигачёв улыбается и, по всему видать, расположен к товарищескому общению. Второй - коллективный портрет, на котором Егор Кузьмич, сосредоточенный и внимательный руководитель, обсуждает томскую новацию.

Третий и четвёртый портреты – работы Александра Шумилкина, где образ Е.К. Лигачёва дан совсем в другое время, когда он принял на себя ответственность быть в высшем руководстве партии коммунистов страны. Художник имел взгляд на более широкий диапазон жизни Егора Кузьмича, мог проникнуть в его образ значительно глубже. К этому году он провёл 9 персональных выставок, получил звание «Народный художник РСФСР», избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В этот же год устроил персональную выставку в Варшаве и Кракове.

Александр Андреевич Шумилкин высоко оценивал заботу о художниках в Томске при Лигачёве. Имел с ним переписку. Своё творчество подчинял своему же правилу: «В искусстве надо искать не новое, а вечное».

Два человека, рождённые в Томской области, всю жизнь в ней проработавшие, оставили по два портрета томского партийного лидера. Но только один портрет находится на вечном хранении. 

И ещё новость! К четырём живописным портретам добавился в Томске пятый, необычный. Это мурал - монументальное полотно, которыми сейчас украшают стены зданий. Его создала группа под руководством учителя истории и краеведения Константина Черенкова. Вместе с художником И. Маломощенко им разработан и осуществляется с учениками проект «Томск - это люди». На стенах зданий уже запечатлены образы нескольких известных исторических деятелей. А во дворе дома номер 24, что на улице Белозёрской, на одной из стен небольшого технического здания запечатлён образ Е.К. Лигачёва. Три другие стены посвящены делам, к которым лично причастен первый секретарь обкома Коммунистической партии – «Первая нефть», «Первый мост» (через Томь) и «Вечная слава» - монумент томичам, участникам Великой Отечественной. Автор этих полотен - художник Матвей Фатеев.

Этот мурал расширяет название проекта, и значительно: ведь силу и славу Томска и в самом деле составляют не только люди, но и их конкретные дела.

 

Образ «легенды томской политики», как назвали Е.К. Лигачёва, остался в названных портретах. Это облик знающего, требовательного руководителя, счастливого своими трудами на родной земле. Человека думающего и переживающего за будущее страны.

Облик настоящего коммуниста.

 

Геннадий ЗАЛЕСОВ

 

 г. ТОМСК 

30 апреля 2023

Комментарии (0)