Главная Общество ГДЕ НА КАМНЯХ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ…

ГДЕ НА КАМНЯХ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ…

ГДЕ НА КАМНЯХ РАСТУТ ДЕРЕВЬЯ…

 Недаром в народе бытует пословица – «смелость города берет». Она действительно берет, и не только города, но и целиком страны, если конечно у тебя есть цель ее захватить. Авторы этого материала свою цель планировали и разрабатывали почти 8 месяцев, и - получилось. Маршрут по странам Скандинавии прокладывали сами, отели, билеты на автобус, паром, поезд и самолет брали сами, визу делали тоже самостоятельно, минуя всяческие агентства.   Тут все просто: Новосибирск-Хельсинки-Стокгольм-Осло. Обратно тем же маршрутом. Все увиденное за бугром глазами мужчины и женщины в материале изложено от имени Андрея и Натальи.

 

ФИНЛЯНДИЯ. ТУРКУ.

 

   Андрей: Первыми «финнами», которых я встретил, на выходе из Хельсинского вокзала, были негр, цыганка и гастарбайтер таджикско- палестинской внешности. Настоящих светлых и высокорослых  суоми на протяжении всей поездки  я встречал довольно редко. Меня самого иногда принимали за местного, дружески улыбаясь.

  Из Хельсинского вокзала мы прямиком направились в Турку – маленький городок на побережье Балтики,  откуда можно было стартануть в Швецию.

  Про ухоженность финских городов и улиц я  был наслышан с малолетства, но вживую увидеть чистоту на привокзальной площади пришлось впервые. Мне показалось, что каменную брусчатку перед вокзалом вымыли с шампунем и натерли воском – можно было смело ползать по ней  по-пластунски и не испачкаться.

  От  вокзала до забронированного отеля проехали на такси, рассчитавшись с девушкой-таксисткой  банковской картой – здесь это обычная процедура.  Вообще в Скандинавии, рассчитываясь с продавцами, не принято размахивать наличкой – есть достаточно удобный способ – банковская карта. Магазины, такси, рестораны, отели – везде с улыбкой спрашивали: «Cart?»  «Естественно» - отвечал я по-русски, и добавлял по-фински: «Киитос». Кстати, русский язык никто, с кем я общался, кроме мигрантов, не понимает. Английский – пожалуйста, реже – немецкий. Так что я упражнялся в сквернословии как хотел, где хотел, и никто даже головы  в мою сторону не повернул. Особенно я издевался над попрошайками, коих там оказалось достаточно много. Позвякивая мелочью в стакане, они со всемирной болью на лице, что-то лопотали, приставая к прохожим,  хватая их за одежду. Завидев меня, очередной бродяга кидался мне под ноги, и что-то активно бормоча, протягивал  трясущейся рукой стакан с медяками. При этом умоляюще (а бывало даже и зло) смотрел прямо в глаза. Не отрывая взгляда, я на русском языке говорил все, что думаю о нем,  и о его одностаночниках, «работающих» в России, смачно разбавляя журналистскую речь непечатными словами, прекрасно сохранившимися со времен армейской жизни. Бродяга тут же терял ко мне всякий интерес, и, не оглядываясь, моментально смешивался с толпой.

  Наталья:  Отель на воде – это прикольно, особенно когда вместо комнаты – каюта с видом на реку Аурайоки, которая впадает  в Архипелаговое море, и дальше в Балтику (но не пиво!). Такой отель был у нас в Турку: видимо, списанный корабль оборудовали под жилье, и, кстати, неплохое: корабельный интерьер остался в целости, шатающиеся сходни, скрипучие деревянные ступени, привинченные к полу кровать и стол, и даже гальюн.

 Осматривая городские окрестности, мы зашли в местный ресторан, который больше походил на бар для моряков-завсегдатаев. Интерьер в стиле морская ностальгия с висящими сетями, веслами и косящими под кают-компанию столами, навевал морские фантазии – благо, билет на паром в Стокгольм уже лежал в кармане, и стоил 150 евро. Улыбчивая официантка объяснила, что обед стоит 9.50 евро, и брать можно все и в любом количестве!  Вот тут, как говориться, нам  масть и попёрла! Мы не только утолили свой питерский голод, откуда стартовали в 6 часов утра, но и рассовали по объемным карманам все, что можно было завернуть, тем самым обеспечив нам в каюте неплохой ужин. Вообще я заметила, что все финские работники торговли абсолютно не  подозрительный народ: оставив товар  без присмотра, они совершенно о нем не беспокоятся, не следят за  покупателями, чтобы те не дай Бог не взяли лишнего, или, еще хуже, не присвоили чужое. На прощание я поблагодарила улыбчивую продавщицу, прочитав  на ломаном финском языке: «Спасибо, было очень вкусно», и услышал в ответ «kiitos toistekin» (Спасибо, приходите еще). Было бы время, обязательно заглянули бы…

  Чай, кофе, бутерброды с мясом и рыбой, сыр, крекеры, йогурт и пиво – скрасили наш скромный ужин в каюте, который  совершенно гармонично завершил прожитый за границей день.

 

ХЕЛЬСИНКИ

 

  Андрей: В забронированном хостеле, на окраине города для нас нашлась всего одна свободная кровать, но двуспальная. А в комнате, где нас поселили, жили 5 человек: негр, то есть африканец, китаец, немец и другие представители  интернационала. Но это неважно – нам достаточно было переночевать, и дальше - в путь-дорогу. Общительный управляющий хостела объяснил, что и  где находится: кухня, гостиная, туалеты, душ и даже сауна, взяв за все удовольствия 24 евро. В этом трехэтажном доме постоянно был движняк: кто-то куда-то входил, выходил, готовил обед, читал ноутбук, болтал на непонятном  языке. Но это было нормально – хостел есть хостел.

 В хостеле в Хельсинки можно найти что угодно - даже флейту...

  Наталья:  Мнение русского человека о «тормозном» финне, достаточно распространенное, но совершенно обманчивое. Суоми неторопливы, но не до такой степени, скорее всего это мы достаточно суетны и торопыги.  А они, можно сказать, умеренно расторопны. Все по порядку и расписанию: на трамвайных остановках висит электронное табло, сообщающее, когда придет следующий трамвай. В вагонах никакой суеты, давки и кондуктора. Идеально продумано для переезда. В магазинах нет кабинок для сумок, полупьяных охранников, толкотни к кассам и визга продавщиц.  На достаточно тесных улицах, даже в центре города, нет пробок, а водители не торопят друг друга пронзительными сигналами, и не орут на пешеходов. Любой встречный прохожий довольно внятно объясняется по-английски, и всегда покажет нужное направление. Так что это мы сильно возбудимы.

  Так же, как в Стокгольме, в Хельсинки в систему городского транспорта входят паромы, которые курсируют между островами по расписанию. И опять же на доверии: заплатил - поехал, не заплатил – тоже поехал. На мощенной набережной, где пришвартованы многочисленные яхты, катера и прогулочные кораблики, торгуют рыбой, всякими безделушками и «пунатен пунаны» - разнообразной ягодой: клюквой, брусникой, морошкой, смородиной. Цены, как можно догадаться, совершенно дикие.

 

 

ШВЕЦИЯ. СТОКГОЛЬМ.

 

   Андрей: После прибытия парома в Стокгольм на парковке такси я увидел, как абсолютно русский диспетчер отгонял назойливых таксистов от прибывающих туристов. Причем свободно разговаривал на шведском, русском и английских языках. При слове «Привет» он даже не удивился.

  Наталья: В отеле нас ждал полный облом: мест не было! Выбираться пришлось с окраины города автобусом, который довез нас до Сабвея, аналог нашего метрополитена, но с довольно развитой сетью дорог. Стоит заметить, что оплата в городском транспорте производится только по проездным картам, наличку, как у нас, не берут. Карты покупают заранее в магазинах и станциях. Стоимость проезда -  44 шведские кроны (310 руб). Плевали они на евро! Это все нам растолковал водитель автобуса, пока вез нас бесплатно до ближайшей железнодорожной станции,  за что мы ему были очень признательны.

  Номер в гостинице, (на мой взгляд) был шикарный – практически большая студия, со спальней, кухней, прихожей и санузлом. Плазменная панель на стене, посуда в ящиках и шампунь в ванной комнате успокоили наши души, очистили  тела и зарядили совершенно новой энергией.

  Нужно ли говорить про Стокгольм? Я думаю, что личное посещение гораздо эффективнее любого рассказа, и что сможет сделать стандартный набор предложений в отличие от реальной поездки? Вот и я о том же. Реально мне понравилось все: от мощеных улиц, великолепных дворцов, каменных мостов, до улыбок на шведских лицах, сидящих за шведскими столами со своими истинно шведскими семьями, и мечтающими о шведской кухне!

  АББА... Как живые...

  Андрей:  Музей  группы «ABBA» – это моя давняя детская мечта, где можно было реально прикоснуться к вещам своих кумиров, увидеть, где создавались хиты, почувствовать как ковался истинный триумф группы. Экспозиция музея «АВВА» включает в себя сценические костюмы, музыкальные инструменты, личные вещи участников, многочисленные афиши и рекламные буклеты, кинофильмы, видеоклипы и многое другое.

  Был на нашем пути и  Gröna Lund (Зеленая роща) - самый старый и популярный в Швеции парк аттракционов, расположенный на острове Юргорден.  В котором мы попали на  аттракцион «Insane», что переводится как «безумный». (120 крон) Стоит отметить, что он безоговорочно  соответствует своему названию, и  состоит из кабинки для двоих людей, которая двигается по рельсе с целой вереницей изгибов и зигзагов. Сначала нас подняли на самую верхотуру, метров 70, где мы на мгновение сумели зафиксировать прекрасный вид на острова, зелень, белые пароходики…  И в эту самую секунду  мы  с большой скоростью ухнули вниз, прямо в водную гладь, растирающуюся под нашими ногами. Кабинка, с нашими закрепленными и безвольно болтающимися телами,  двигалась из стороны в сторону, вверх-вниз, переворачивалась, так что мы оказывались вниз головой, повторяя маршрут всех этих неровностей, переходя от одного участка к другому, благодаря потрясающе продуманной силы инерции. Ощущения были жутко пугающие, в то же время захватывающие и ужасающе острые,  так как постоянно казалось, что следующий вираж кабинка не выдержит и рухнет вниз вместе с нами.

 

НОРВЕГИЯ. ОСЛО.

 

  Андрей: Если бы у нас были бы такие дороги, как в Скандинавии, цены не было нашему Губернатору и его членам Правительства! Дорога, по которой мы ехали из Стокгольма в Осло, заняла не более 8 часов (525 км). Стоило это удовольствие 400 крон (280 р), но с каким комфортом мы проделали этот путь! Комфортабельный автобус с мягкими креслами, освещением, кондиционером и туалетом ни разу не колыхнулся на кочке, не затрясся на «стиральной доске», и не подкинуло на ухабах. Не дорога, а мечта российского автолюбителя. Также на дорогах Скандинавии нет ГИБДД и луж: по местной технологии дорожного строительства неровности не предусмотрены, поэтому машины не брызгаются даже при дожде. Верно подмечено, что хорошая дорога располагает к большому количеству аварий, потому что водитель от монотонности засыпает. Наш водитель не дремал: на трех языках объявлял следующие остановки, положение на дороге, температуру воздуха, и вообще не давал спать.

   Наталья: Отель, в котором мы поселились, был не из дешевых, но что  самое главное - находился в центре города, что было отличительной особенностью. Короткий отдых после ночной поездки на хрустящих простынях с кучей мягких подушек и воздушным матрацем – и в город.

Используя предыдущий опыт поездок в городском транспорте, мы выдвинули самостоятельное решение - быть наглыми «зайцами». И за все время пребывания в Осло заплатили за проезд всего один раз (30 крон - 210 руб.), да и то со страху. Вообще, как я уже говорила, местные власти абсолютно доверчивы к населению и туристам, почти как у нас в середине 80-х годов. Купил билет, зашел в автобус, прокомпостировал, и едешь себе спокойненько. Нет билета – все равно едешь, но беспокойно:  все время ожидаешь контролера. Здесь его тоже, по идее, ожидаешь, но эта штука мифическая, и никто его никогда не видел. Вход в метро свободный, даже турникетов нет: только стоят несколько хромированных шестов с терминалами – некоторые люди подставляют к нему  карту, она считывает информацию, они идут дальше. Все просто  и доступно.

  Отдельное мнение  хочется сказать про метрополитен: это гибрид подземки и пригородного электропоезда, рельсы которого уходят далеко за город. Здесь истинный рай для дачников – чтобы добраться до загородного дома, достаточно сесть в метро. В черте города состав идет под землей, а выезжая за пределы мегаполиса,  выходит из «подполья», где можно с удовольствием насладиться местной природой. Кстати, добраться до лыжного трамплина Хольменколлен, который расположен в самой высокой точке Осло, можно на метро.

  Андрей: Даже в некоторых супермаркетах вместо касс стоят такие терминалы: ты набираешь еду в корзинку, потом проносишь  каждую покупку через считывающее устройство, и по окончании - вставляешь банковскую карту, набираешь пин-код. Берешь чек, и со спокойной совестью покидаешь магазин. Я так думаю, с совестью, в отличие от нас, у них все в порядке… Я проделывал такую операцию дважды: половину продуктов из корзины проносил мимо считывающего устройства. Хоть бы кто на меня посмотрел?!

Таверна рядом с биатлонной трассой...

   Наталья: Отдельно про пункты общественного питания. Здесь вы не встретите национальную норвежско-скандинавскую кухню. Такой просто не существует, все уже давно перешли на фаст-фуд. Всякие Макдональдсы, Сабвеи, Пиццерии, Ростиксы и прочие ядовитые забегаловки здесь на каждом углу. Но мне понравился вид обслуживания в сети магазинов «7-Eleven». Здесь, как в обычной столовой, есть пара прилавков разнообразнейшей еды: от салатов до сладких блюд. И опять же самообслуживание - берешь тарелку и накладываешь все, что душе угодно. Потом несешь продавцу на завес, и платишь по факту. Максимум на двоих вытягивало на 120 норвежских крон (840 руб). Но зато еды – облопаться, жалко супов никогда не было!

   Андрей: Я всегда полагал, что Норвегия – довольно холодный край. Каково же было мое удивление, когда, бродя по окраине Осло, там, где живут в коттеджах простые норги, я увидел плодоносящие яблони и груши, а иногда за забором зеленели стебли бамбука! Абсолютно зрелые плоды радовали не только мой глаз, но и желудок, а вкус приятно удивил не только меня, но и Наталью.

Пригород Осло. Дом простого норга, где мы рвали груши.

   Самое главное впечатление от пребывания в одном из самых дорогих городов мира, Осло — отсутствие  мусора, пыли и грязи, хотя дождь идет иногда по несколько раз в день. Здесь нет бомжей и проституток, здесь нет бедных и богатых, а среднемесячная зарплата 4000 евро. Здесь удобно жить,  и приятно производить себе подобных.

  На берегу, возле музеев  «Кон Тики», кораблей викингов и «Фрама», (посвящен истории знаменитых норвежских полярных экспедиций) на полуострове Bygdoy, насколько хватало глаз, расстилалась спокойное море с десятком небольших островов. Снующие между ними паромы, морской воздух и вечно ворчащие чайки добавляли романтики и странного чувства недопонимания. Вот, мы здесь, в этом уютном, красивом уголке природы. Здесь нет суеты, вечно снующей толпы, очень тепло, изумительно легко дышится, а плюханье волн о каменистый берег навевают мысли о нежном, добром и вечном. Ну почему у нас нет такой красоты? Господи, ну почему мы не бережем то, что имеем, а топчем, ломаем, жжем и захламляем?! Неужели нельзя к себе же относиться по-человечески? И такие оазисы еще можно найти и в других местах необъятной Земли. Норвежцам удалось достигнуть гармонии между душой человека и природным богатством. Здесь недра не развращают души людей, у которых есть совесть и долг человека перед Природой. В отличие от нашего Правительства.

 

                                                       Андрей + Наталья

 

18 апреля 2016

Комментарии (0)