Главная Политика Губернатор Красноярского края Виктор ТОЛОКОНСКИЙ: "РАБОТАЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Я ПРОШЁЛ ХОРОШУЮ ШКОЛУ!"

Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский: "РАБОТАЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Я ПРОШЁЛ ХОРОШУЮ ШКОЛУ!"

Губернатор Красноярского края Виктор ТОЛОКОНСКИЙ:  "РАБОТАЯ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Я  ПРОШЁЛ ХОРОШУЮ ШКОЛУ!"

  Красноярский край отметил своё 80-летие. Исторически небольшой отрезок времени по своей значимости стал настоящим сгустком энергии созидания, достойным богатейшей и обширнейшей территории нашей страны. Край занимает одно из ведущих мест в России по запасам минеральных ресурсов и полезных ископаемых. Здесь сосредоточено 70 процентов российского угля, основные запасы платины, медно-никелевых руд, золотодобычи. Край богат водными ресурсами, занимает второе место по лесным богатствам. Неудивительно, что здесь на протяжении десятилетий создавалась мощная индустриальная база, крупные добывающие и машиностроительные предприятия, вырастал сильный транспортный комплекс, формировались передовые технологии. Сегодня край – один из лидеров среди регионов по инвестиционной активности и имеет все шансы достойно продолжать свою славную историю.

  В юбилейный год регион возглавил новый губернатор – Виктор Толоконский. С его особенностями он ознакомился ещё в роли полномочного представителя президента по Сибирскому Федеральному округу. Но взгляд изнутри на новой должности даже за короткий срок в 100 дней позволил не только более полно оценить историю края, но и спроектировать пути в его будущее.

  - Юбилей края не только повод для красноярцев погордиться плодами трудов многих поколений своих земляков, проанализировать пройденный путь, но и отправная точка для планирования дальнейшего развития. Какие впечатления и мысли у вас рождает эта дата?

  - Конечно, жизнь пришла на берега Енисея много веков назад, но если осмысливать прошлое именно в условиях современного прогресса, то можно смело утверждать, что всё, что мы сегодня имеем, укладывается в эти 80 лет. Здесь и традиции, и новые города, и экономика, отраслевая специфика, инфраструктура, множество ярких социально значимых событий. В первую очередь, надо говорить о поколении победителей, которые отстояли страну в Великой Отечественной войне и создали уникальное даже в мировом масштабе производство. Экономика края – совершенно особая. Во всех регионах есть промышленность, но в Красноярском крае это сделано масштабнее. Здесь и освоение Северов, создание Норильского промышленного района, атомная промышленность, спутниковые системы, космическая техника Железногорска, культурные традиции, новые современные города.

  Сегодня это самый большой регион России. Его площадь – свыше двух миллионов квадратных километров. Красноярский край расположен в западной части Восточной Сибири. На его территории находится географический центр Российской Федерации. Численность населения 2 852 810 человек. Образование края стало мощным толчком в развитии экономики территории. В 1930-е годы прошлого века здесь развернулось большое промышленное строительство. В Красноярске построены крупнейшие предприятия целлюлозо-бумажный и деревообрабатывающий комбинаты, судостроительная верфь, мелькомбинат, машиностроительный завод. Началось активное освоение Енисейского Севера. Развернулось строительство Норильского горно-металлургического комбината, первая очередь которого была сдана в эксплуатацию в 1936 году. Заработали авиаремонтные мастерские, в начале 1935 года открыто движение по Северному морскому пути до Хатанги, введена в эксплуатацию железная дорога Дудинка-Норильск-Валёк.

  Особый этап в развитии края – это 1960-80-е годы, в ходе которых он становился индустриальным сердцем Сибири. Построены крупнейшие в мире гидроэлектростанции – Красноярская, Саяно-Шушенская. За 1966-1970-е годы вступили в строй 155 крупных предприятий. Быстро росли новые города: Дивногорск, Назарово, Саяногорск, Сосновоборск. За большие успехи, достигнутые трудящимися в развитии народного хозяйства, энергетики, цветной металлургии, химической отрасли 2 декабря 1970 года Красноярский край был награждён вторым орденом Ленина.

  В 1971-1980 годах началась реализация «красноярской десятилетки». При освоении ресурсов края был воплощён программно-целевой подход, направленный на создание территориально-производственных комплексов. К концу 1980-х годов на территории края функционировали 2 крупнейших комплекса: Канско-Ачинский и Саянский. Красноярский край стал одним из наиболее индустриально развитых регионов страны. Большую роль в этом сыграли руководители краевой партийной организации В.И.Долгих, П.С.Федирко. За большие заслуги в освоении природных богатств Сибири в 1984 году Красноярский край был награждён орденом Октябрьской Революции.

  Край является лидером по производству цветных металлов, занимает второе место по добыче угля, третье - по выработке электроэнергии, четвёртое - по производству деловой древесины. С запуском в промышленную эксплуатацию Ванкорского нефтегазового месторождения нефтяная отрасль стала одной из ведущих в экономике региона.

  Красноярский край сегодня – крупный научный, культурный центр. Здесь работают 11 государственных и 2 негосударственных высших учебных заведения. В вузах края обучается около 100 тысяч студентов. Ежегодно высшая школа выпускает более 12 тысяч специалистов.

  Знаковым явлением в сфере высшего образования стало создание Сибирского федерального университета. Это крупный центр подготовки высококвалифицированных кадров мирового уровня, экспериментальная площадка по формированию мощного университета ХХI века, центр инновационного и технического развития. В настоящнн время в СФУ 35 научно-инновационных подразделений, среди которых научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, центры коллективного пользования оборудованием, научно-образовательные центры, лаборатории, технопарки, опытные производства.

  Работая в Новосибирской области, я видел много крупных предприятий, я там прошёл хорошую школу, тем более и по образованию я специалист в области планирования промышленного производства. Тем не менее, те промышленные площадки, которые увидел здесь, были для меня открытием, поразили своим масштабом. Я побывал на Надеждинском заводе, на ГХК, на Красмаше и других предприятиях – все они вызвали позитивные эмоции. Поэтому важно подчеркнуть, что все стратегические планы и представления сегодня базируются на том потенциале, который был заложен в эти 80 лет.

  - Виктор Александрович, какие наиболее острые проблемы требуют немедленного решения сегодня, видите ли вы перспективы их решения, точки роста?

  - Да, анализируя то, что было сделано в прошедшие годы, мы должны строить планы на будущее. Новые подходы к развитию края мы начнём активно формулировать с первых дней будущего года. И уже успели провести тренинги для сотрудников министерств – учились работать в команде. Мы меняем культуру управленческой системы. Система должна всё время обрастать новыми импульсами, новыми источниками идей. Кроме того, и острые повседневные проблемы не могут быть отложены, от них нельзя отмахнуться. Это и бюджет, и транспорт, и тепло. Но я надеюсь, что в первый рабочий день будет моё серьёзное обращение к коллегам и будут подписаны планы действий, определены задачи развития как минимум на 5 лет.

  Огромные планы мы утвердим по программе развития Норильского Никеля. Это сильное, эффективное и соответствующее всем требованиям современного рынка производство. А также сформируем большую программу развития алюминиевой промышленности. Я думаю, можно говорить о том, что алюминий с определёнными композитными добавлениями станет главным металлом в наши дни. Сталь постепенно будет уступать ему своё место. В соединении с нанотехнологиями алюминий будет обладать очень высокими качествами. На КраМзе начнёт работать линия проката разной толщины листа.

  Новые точки роста мы связываем также со стимулированием развития Ванкорнефти, на Ванкоре готовятся к освоению новые месторождения, появляется здесь новый инвестор. Активно строится нефтепровод из Эвенкии на основной трассе Тайшет. Вложения достигнут 200 миллиардов рублей. Мощность нефтепровода рассчитана на 15 миллионов тонн. Я проводил летом совещания с представителями Роснефти, добывающими компаниями и местной властью, объясняя, что нефтедобычу необходимо увеличить – это даст прирост налогов. Прирост идёт и по добыче золота. Я недавно рассматривал проект удвоения мощности новой обогатительной фабрики и по добыче цинка и свинца. Это обещает хорошие налоги и новые рабочие места.

  Мы ставим стратегические цели по нефтегазовой переработке, по нефтехимии. Не исключено, что появятся уникальные нефтяные материалы для металлургии, например, нефтяной кокс и другие. Намерены расширять номенклатуру продуктов Ачинского НПЗ. Убеждён, что активно станут развиваться кооперативные связи в инвестиционном процессе.

  Конечно, ставя задачи развития нефтехимии, мы понимаем, что и существующие продукты должны продолжать выпускаться. Мы намерены добиваться эффективности всего нефтегазового комплекса. Должны быть и сложные и простые переделы сырья, и экспорт сырой нефти. Тем более, что к местам добычи газа и нефти примыкают небольшие города и районы, которым это может дать новую жизнь. Кроме того, специалисты предполагают, что добываемый в крае газ будет так называемым жирным газом, который непросто передавать на большие расстояния, его обязательно надо перерабатывать. Вообще надо понимать, что развитие сегодняшней экономики – это не количество заводов, цехов и капитальных вложений, это – количество и качество рабочих мест. В стратегии развития края очень важен приоритет развития науки. В крае есть Сибирский федеральный университет, Сибирское отделение академии наук – это большой потенциал. Надо создать мощный научно-образовательный, научно-внедренческий, научно-исследовательский, инновационный комплекс. Для этого потребуется поднять уровень и профессионального, и общего образования. Вокруг каждого университета должен быть инновационный блок. И тогда будет широчайший выбор профессий.

  - Каковы перспективы строительства нового аэропорта в Емельяново?

  - Думаю, что к концу 2017 года новый аэропорт в Красноярске будет. Пока не было консолидированных активов. Но сейчас подготовили и проводим продажу большого количества акций.

  - Такие планы вдохновляют. Но как вы относитесь к тому, что за прошедшие 10-15 лет в Красноярском крае закрылись десятки разных предприятий. По подсчётам аналитиков-экономистов, рабочих мест лишились более 10 тысяч человек. Есть ли какие-то перспективы возродить некоторые из них, чтобы бюджет края пополнялся не за счёт повышения налогов на бизнес и население, а от реально работающего производства, выпускающего продукты с высокой добавленной стоимостью?

  - Хотя за прошедшие годы в крае открылись новые предприятия, приносящие доход в бюджет, но, действительно, к сожалению, есть у нас здесь, я бы так выразился, производственные кладбища. Не сумели модернизировать некоторые заводы, перерабатывающие предприятия, которые могли бы вносить свой вклад в бюджет края. Не могу понять, почему нельзя было модернизировать некоторые предприятия машиностроения, предприятия сельского хозяйства, птицеводства и свиноводства.

  Я побывал в последние месяцы и на строительстве нефтепровода в Куюмбе, в Туре и Хатанге, на стойбищах оленеводов. Везде есть возможности развития. Но я испытал определённые разочарования: рассчитывал увидеть более качественную дорожно-транспортную сеть. Ведь я привык ранее работать в регионе, где более устойчивые, хорошие дороги к населённым пунктам. А в Красноярском крае даже в промышленно освоенных районах многие сёла отрезаны от нормальных дорог. Возьмём Богучанский район, где создаётся алюминиевый комплекс, построена ГЭС, новые многоэтажные дома, современный лесоперерабатывающий комплекс. Сюда подходит железная дорога, но нет автомобильной. Нет нормальной автомобильной дороги и в Северо-Енисейском районе к золотодобывающим предприятиям. Конечно, за счёт текущих расходов края эту ситуацию не изменить, это надо делать за счёт специальных программ и при участии федерального бюджета. Одним словом, хочу подчеркнуть, что дороги формируют каркас края, его социально-экономическую основу. Поэтому существующая ситуация неправильная.

  Великовата и доля ветхого жилья, в основном это проблема небольших городов. Например, при освоении Северов после ухода геологов оставалось много небольших двухэтажных зданий. Строились временно, а сохранились до сих пор. Обновление жилищного фонда, энергетической и коммунальной инфраструктуры – важнейшие задачи. Без их решения не будет развития ни экономики, ни социума. Поэтому будут, например, разработаны специальные программы транспортной доступности с подключением министерства транспорта Российской Федерации, а также касающиеся устойчивого авиасообщения.

  - Для подъёма экономики края и его дальнейшего развития нужны серьёзные инвесторы. Эти слова мы не раз слышали от ваших предшественников. Они, наверное, были правы. Какие условия созданы для привлечения российских и зарубежных инвесторов?

  - Я убеждён, что у нас появятся крупные инвестиции. В частности, от партнёров в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Наши сырьевые возможности, географическая близость к динамично растущему региону мира, перспективы развития фундаментальной науки делают край привлекательным. Но необходимо добиваться большей динамичности во внешнеэкономических связях. Надо продумывать и механизмы стимулирования инвесторов. Например, стоит на общероссийском уровне рассмотреть, какие преимущества дать компаниям, ведущим геологоразведку. Пока нет больших мотиваций у частных компаний её вести, больше занимается этим государство. Необходимо искать более простые и выгодные для государства и инвесторов механизмы.

  Тем не менее, уже видно, что в лесопереработке, например, будет расти объём инвестиций. Главное, появляется интерес, увеличивается активность предпринимательства, настроение позитивное. Конечно, пока преобладают небольшие инвестиции. И предприятия создаются небольшие. Вот был я недавно в Минусинске, знакомился с небольшим производством по переработке сои и другого зерна – всё очень высокого качества, но инвестор ограничивается пока небольшими вложениями. Многие компании в лесном комплексе всё ещё предпочитают быструю выгоду от продажи круглого леса.

  А я сторонник, чтобы в сырьевом секторе преобладала идеология глубокой переработки. Но, действительно, чтобы построить бумажно-целлюлозный комбинат, надо вложить 100 миллиардов рублей, вот и предпочитают ограничиваться первичной переработкой. А ведь есть путь, который опробован в большинстве развитых стран – объединение ресурсов нескольких инвесторов. У нас предприятия слабо кооперируются. А у каждого в отдельности средств на крупное дело не хватает, вот и получается тупик. Даже крупные компании очень осторожно объединяют усилия с возможными партнёрами. И кто в таком случае потянет, скажем, создание рудника? А экономике края требуются именно большие вложения. Поэтому придётся прибегать в первую очередь к иностранным инвестициям. Предложения есть.

  Нам нужна специальная программа привлечения частных инвестиций и развития государственно-частного партнёрства в инфраструктурных сферах. Нельзя эти задачи решать только за счёт бюджета. В развитии инфраструктуры должны быть заинтересованы все производственные комплексы. Так сейчас строятся, например, линии электропередач. Большая компания «Полюс Золото» из своего бюджета вкладывает 6 миллиардов рублей, а федеральная сетевая компания по графику будет выкупать эту инфраструктуру.

  Создание благоприятного инвестиционного климата – это стратегическая работа. Нельзя эффективно решать такие проблемы, если не знать планы нашего общего развития на десятилетия вперёд.

  - Сейчас со всех трибун мы только и слышим слова об экономическом кризисе. Наш край вряд ли он обойдёт стороной. Пока создаются новые мощные перерабатывающие предприятия, мы всё ещё зависим от добычи полезных ископаемых, от колебаний цен на рынке сырья. Создан ли у нас антикризисный комитет? Если да, то расскажите о его деятельности.

  - Такого специального комитета нет. Но есть нормальная работа по преодолению кризисных ситуаций. Есть программы и отдельные должностные лица, которые должны сбалансировать бюджет. Сейчас он разбалансирован. Пока внутренний долг будет составлять 80 миллиардов рублей. Это много, долг постепенно мы намерены снижать. На будущий год мы заложили дефицит в 18 миллиардов, а затем будем двигаться к бездефицитному бюджету. Базой для этого станут как раз те точки роста, о которых я говорил.

  Повторю, что мы должны очень основательно реализовать подход к развитию глубокой переработки ресурсов, которыми обладает край. Это относится ко всем отраслям материального производства. Неправильно воспринимать экономику края как исключительно сырьевую. Ведь край обладает современным высокотехнологичным комплексом. Его усиление, структурное обновление промышленности – базовая задача. Не меньшей производительной силой является и наука, образование. Поэтому наша управленческая команда должна сформировать обновлённую стратегию развития края на том фундаменте, который создавался в течение его 80-летней истории. Необходим эффективный и реалистичный план социально-экономического развития каждой территории. И здесь не обойтись без укрепления местной власти. Мы подготовим целый ряд законодательных и нормативных актов об усилении стимулов для инвестиционных процессов, для развития всех видов бизнеса, для роста предпринимательской активности. Всё это и будет антикризисными мерами. Результатом такой работы должны стать качественные рабочие места, доходы населения, налоговая отдача.

  - Сейчас, как никогда остро, встаёт вопрос о продовольственной безопасности региона. Есть ли у нас долгосрочная программа продовольственной безопасности и в чём её суть?

  - Я не очень люблю это выражение – продовольственная безопасность. Я бы сказал так: то, чего нам не хватает, это долгосрочной программы по двум направлениям. Первое – долговременные меры по росту сельхозпроизводства и созданию глубокой переработки, создание современных рынков производства. Второе – качественный рост социальных условий жизни сельских жителей. Не будет роста производства, если не станет наглядно улучшаться жизнь селян. А ведь многие сёла и деревни сегодня оставлены, можно сказать, в 19-ом веке. С дровами, колодцами, водоколонками… Это всё надо изменить. Опереться на газ, строить хорошие дома, хорошие дороги. Поэтому будут две программы: по развитию экономики села и по устойчивому развитию сельских территорий. Ведь надо, чтобы были стимулы и условия для роста производства, чтобы привлекались специалисты, оставалась на селе молодёжь.

  Есть такой критерий продовольственной безопасности: если регион производит примерно тонну зерна на одного жителя – это уже аграрный регион, которому никакие кризисы не страшны. А край производит в год 2,5 миллиона тонн на три миллиона населения. Значит, уже есть хорошая и достаточно высокая технологическая культура. Мы устойчиво несколько лет получаем урожай зерновых по 24 центнера на гектар. Это резко отличается в лучшую сторону от показателей других сибирских регионов. В текущем году Алтайский край получил лишь 11 центнеров с гектара, а Новосибирская область – 14 центнеров. А ведь это самые зернодобывающие регионы. И по надоям молока мы выше, почти на сто процентов обеспечиваемся молоком.

  Единственное, в чём мы отстаём - это производство мяса. Я удивлён, что в крае нет крупных свинокомплексов. Мы будем стимулировать это направление. Ведь в данном производстве быстрая окупаемость средств. Неважно работают и птицефабрики. Мясом регион обеспечивает себя лишь на 60 процентов. Всё это следствие двух неправильных процессов. С одной стороны очень маленький масштаб сельского производства. У предприятий объёмы крохотные и прибыли маленькие. Поэтому нет денег для развития. Это всё следствие того, о чём я уже говорил применительно к промышленному производству – слабая кооперация предприятий.

  Во всём мире даже семейные сельские предприятия выходят на рынок в составе крупных коопераций. Кто-то производит, к примеру, молоко, кто-то собирает, кто-то перерабатывает и устанавливает общую для всех производителей цену. А у нас каждый потихоньку собирает по копеечке. Нет объединения. Рентабельность низкая.

  Нам необходимо проанализировать и ситуацию с тарифообразованием для села. Пока размер платы за электроэнергию не очень разумный. Это тоже одна из задач.

  - Виктор Александрович, с самого начала своего пребывания на посту губернатора вы продемонстрировали необыкновенную открытость власти, желание и заинтересованность вникать во все вопросы жизнедеятельности территорий, предприятий, профессиональных сообществ и конкретных людей. Этим вы выгодно отличаетесь от своих предшественников. Люди, потерявшие, было, надежду на то, что власть обратит когда-нибудь на них внимание, теперь обрели её и идут к вам, как к последней инстанции. Но у каждого руководителя свой масштаб задач. Нужно ли вам вникать в проблемы конкретных людей с жильём, с благоустройством дворов. Для этого есть чиновники рангом пониже. Иначе у вас не хватит ни сил, ни времени… Взаимоотношения с Федерацией, с промышленно-финансовыми группами, разработка стратегии развития региона – это, если я правильно понимаю, уровень губернатора. Как заставить все ветви власти, прежде всего, региональные министерства, муниципалитеты, департаменты города работать эффективно, идти навстречу людям?

  - Действительно, правильное построение системы управления очень много значит для достижения поставленных задач. Я должен сейчас скорректировать приоритеты. А коллегам в правительстве дать больше самостоятельности и инициативы. Некоторые управленческие структуры хочется перестроить по-новому. Должен быть один начальник, один заместитель и группа специалистов, отвечающих за разную проблематику. Нужны новые организационно-управленческие механизмы, старые становятся оковами. Нужно меньше делать ненужных отчётов, формальных проверок, неэффективных расходов. Нужно видеть результат и понимать, что у государства, которое мы представляем, нет ресурсов, которые можно неэффективно вкладывать. Надо получать большую отдачу от того, что имеем.

  Пришлось, например, сократить управленческий аппарат в краевых подразделениях на 20 процентов, и есть потребность сократиться ещё на 5.

  Я говорил коллегам, что у меня нет задачи менять всех руководителей, они могут быть прежними, но работа должна стать новой.

  Требования к стилю работы, образу жизни каждого, кто находится на государственной и муниципальной службе, будут самые жёсткие. Работать надо на общество и работать эффективно. Мы утвердим и регламент моей работы, где будет учтено постоянное взаимодействие с местными органами власти, депутатами всех уровней, обществом. Будет много новых форматов взаимодействия. И это не будут только большие мероприятия, форумы и сессии. Находить решения больших важных задач по дальнейшему развитию нашего края нужно каждый день.

Модест МАЛАХИЕВ,

главный редактор газеты

«Сибирская марка»

КРАСНОЯРСК

1 января 2015

Комментарии (0)