Главная Экономика Сергей Гуриев: "Что происходит в российской экономике?"

Сергей Гуриев: "Что происходит в российской экономике?"

  На семинаре Московской школы политических исследований, в которой учились и новосибирские политики и общественные деятели, выступил с очень интересным анализом положения дел в отечественной экономике известный российский экономист Сергей Гуриев. Ректор Российской экономической школы является также президентом Центра экономических и финансовых исследований и разработок, членом Президентского Совета по науке, технологиям и образованию/ И сказать ему было о чем:

   Пока перспективы неясные…

  Если говорить в двух словах о российской экономике, то в краткой перспективе все хорошо, а в долгосрочной – все очень тревожно. Что происходит в российской экономике сегодня? Цена на нефть выше, чем ожидалось. Экономика будет расти, несмотря на то, что сейчас происходит отток капитала. В России есть целый ряд неразвитых секторов, например, сектор услуг – России предстоит строить много дорог и жилья, предстоит восстанавливать финансовый сектор; и эти сектора будут так или иначе активно развиваться.

  Могла ли экономика расти быстрее? Да! Самые успешные экономики, которые находятся на таком уровне, растут – например, восточноазиатские или чилийская экономика – более высокими темпами. Поэтому мы могли бы иметь и до 7%, как было до кризиса.

  В чем проблема российской экономики в долгосрочной перспективе? Докризисный рост был настоящим ростом, но он базировался на дешевой рабочей силе и росте цен на сырье; и были незагруженные мощности. Сейчас этот рост исчерпан – нужны новые инвестиции и в инфраструктуру и в производственные мощности. А для инвестиций нужно то, что называется инвестиционным климатом, а именно: защита прав собственности, честная конкуренция, правовая система – то, с чем в России плохо. Качество управления и защита прав собственности не соответствуют уровню, на котором мы хотим быть. Если сравнить в этом плане показатели сегодняшней России и то, что было 15-20 лет назад, то тогда мы были в числе 25% лучших стран. А сейчас мы среди 25% худших по этим показателям стран.

  Есть чиновники, которые говорят, что все эти показатели субъективны – и это правда. Но есть и объективный показатель – отток капитала. Тех, кто вывозит капитал, сейчас больше, чем тех, кто его ввозит. И речь идет не только об иностранных, но и о российских инвесторах. Это – показатель того, что мы уперлись в какой-то тупик. Вопрос в том, что надо делать? И ответ ясен: нужно бороться с коррупцией, уходить от государственного капитализма, вступать в ВТО и ОЭСР, снимать административные барьеры, строить национальную судебную систему. Все эти предложения много раз описывались, записывались, включались в программу… но никогда не выполнялись. Целиком – по крайней мере…

  Это связано с тем, что сегодняшние стимулы у политической элиты устроены так, что ее не интересует долгосрочный экономический рост. И это совершенно нетривиальное высказывание! Оказывается, что все, о чем говорилось выше, подрывает источники доходов политической элиты и ставит под угрозу само ее нахождение у власти. Российская элита в некотором роде думает, что пока все идет как идет – пусть медленный рост, но зато высока вероятность остаться у власти. И в этом нет ничего удивительного – политикам давно этот феномен известен.

  Эта проблема усугубляется в России той самой нефтяной рентой. Наш суверенный долг находится на уровне 10% ВВП, а бюджет при нынешних ценах на нефть сводится практически без дефицита. Понятно, что цены на нефть вряд ли будут расти, вряд ли они даже останутся на сегодняшнем сверхвысоком уровне. Пять лет назад бюджет балансировался при цене 50 долларов за баррель нефти, а сейчас – при 115 долларах… Это говорит о том, что недовольных превращают в довольных, раздавая деньги. В такой ситуации рано или поздно деньги кончатся совсем – и вот что тогда будет – это вопрос… В Советском Союзе деньги кончились совсем – он обанкротился и больше не существует…

Есть позитивный сценарий

  Но есть и другой сценарий. Для того, чтобы создать эффективную защиту прав собственности, независимую судебную систему - нужен спрос на эти институты! Он не может возникнуть в экономике госкапитализма. Менталитету госкапитализма неинтересно бороться с коррупцией и иметь независимую судебную систему. Но это можно изменить! Очень важно, чтобы командные высоты в российской экономике стали частными: кто ими будет владеть – российский капитал или иностранный – не так важно. Но очень важно, что они начинают работать в конкурентном поле и, таким образом, создают спрос на хорошие институты. И если это произойдет, то – я думаю – кардинальным образом изменится вся картина.

  Понимание этого есть и у руководства госкомпаний, и у правительства. Пока правительство отвечает, что ускорение приватизации начнется в 2017 году. В этом сценарии в принципе нет ничего невозможного. Если будет проводиться быстрая приватизация, и честно – а это можно сделать – то это создаст спрос и на экономическую конкуренцию, и на политическую.

  Важная часть позитивного сценария – интеграция в глобальную экономику. Здесь ключевую роль играет вступление в ВТО. Не само по себе, а именно как сигнал, что Россия идет не кругами, не назад, а именно вперед. Это - часть интеграции в глобальную экономику и серьезный шаг на пути создания современных экономических институтов. Следующий шаг – вступление в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития, которая даже начало переговоров обуславливает вступлением России в ВТО. ОЭСР – также очень важная организация; там есть конкретные вещи по борьбе с коррупцией, например.

  Случится ли такой экономический сценарий? Не совсем понятно. О нем говорят очень много и часто, но мне кажется, что пока спроса на уход от госкапитализма в элите нет. Она по-прежнему считает, что в России все будет так или иначе нормально, несмотря на вызовы времени.

О ценах на нефть и их влиянии на нашу жизнь

  Если бы не арабская весна и не события в Японии, то вероятность сохранения сегодняшних цен на нефть была бы не очень высокой. Если добыча сланцевой нефти будет развиваться так же, как и добыча сланцевого газа, то через четыре года США вообще не надо будет покупать нефть. И это означает революцию на рынке – цены упадут ниже 50 долларов за баррель. Что это для нас означает? Например, для нашей пенсионной системы. Все знают эту проблему. На обещание не повышать пенсионный возраст денег в России больше нет! То есть, повышать пенсионный возрат все равно придется. Даже при сегодняшних ценах на нефть.

  Какие еще придется сократить расходы? Дмитрий Медведев обещал программу перевооружения армии на 20 триллионов рублей за 10 лет. Я думаю, что если цена на нефть упадет до 70-80 долларов за баррель, то и на эту программу денег тоже нет. И так далее и тому подобное – нужно будет сокращать расходы. И весь вопрос в том, успеет ли правительство задуматься об этом до того, как деньги кончатся совсем. А если цена сегодня упадет до 40 долларов, то правительство просто не успеет сократить расходы. Советский Союз не успел это сделать…

  Но если цена на нефть будет падать достаточно медленно, а осознание проблемы придет достаточно быстро, то, думаю, будет коренная перестройка, которая, очевидно, будет включать распродажу государственных активов. Проблема только в том, что российские активы стоят столько, сколько цена на нефть; поэтому продавать надо сейчас , а не потом, когда эти активы будут стоить очень дешево.

  Часто говорят, что у России долг небольшой и есть, куда занимать… По этому пути пошел Советский Союз, который занимал достаточно много. Но инвесторы понимают, насколько в России неустойчива политическая ситуация. Если цена будет на уровне 70-80 долларов за баррель, то Россия может занимать достаточно много денег на рынке, но если цена составит 40 долларов, то финансовые рынки скажут: давайте дождемся смены правительства, а вот уже новому будем давать в долг… Поэтому не надо думать, что Россия может жить в долг слишком долго. Все помнят проблемы 1991 и 1998 годов, и понимают, что если цена на нефть будет низкой, то будут проблемы с выплатой долгов. Поэтому, если цены на нефть упадут резко, то нас ждет смена политической системы.

Хотим, но не можем, или можем, но не хотим?

  Сегодня государство играет огромную роль, а коррупция растет быстрее, чем цены на нефть. Атмосфера в России действительно неблагоприятна для развития бизнеса. С другой стороны фундаментальные предпосылки для экономического развития в России есть. Например, очень многие сектора услуг неразвиты, жилья в среднем на человека приходится 22 квадратных метра, а в Европе – больше 30… В самые лучшие годы до кризиса мы построили 0, 4 кв.м. на человека – то есть, нам потребуется еще 20 лет, чтобы хотя бы приблизиться к уровню Восточной Европы. Но по уровню доходов Россия соответствует многим странам Восточной Европы, а город Москва богаче, чем любая из этих стран. Есть огромный потенциал развития финансового сектора; вообще, у России много потенциальных направлений экономического роста. Основной причиной его отсутствия является наличие системы, которая защищает себя и не хочет никаких реформ.

  Приватизация обязана быть именно рыночной – мы должны получить как можно большие деньги от продажи. И связано это с тем, что мы хотим, чтобы новые собственники были легитимны. Можно ли провести честную приватизацию в России? В принципе можно – почему нет?! В недавней истории России были примеры, когда инвесторы платили миллиарды долларов за российские активы. Часто говорят, что главное – не спрос на реформы, а возможность их проводить. Вторая половина 2000-х показывает, что власть была централизована, но спроса уже не было потому, что государство контролировало все крупные предприятия. И выяснилось, что в отсутствие спроса никто не хочет заниматься институциональными реформами…

А что в мире?

  В мировой экономике есть источники развития – это прежде всего азиатские страны. Китай – в первую очередь – и Россия тоже – продолжают расти не смотря ни на что. В Китае вполне возможно есть пузырь на рынке недвижимости, на рынке акций, но нужно помнить, что Китай растет слишком быстро даже с точки зрения своего правительства. Индия не испытала никакого спада в 2009 году, Корея тоже продолжает расти. Более того, Китай предпринимает активные действия, чтобы и в Африке наладился экономический рост. Так что ситуация в мировой экономике не так страшна. Но проблемы есть, и есть вероятность, что возникнет какой-нибудь новый дефолт или кризис.

Подготовил Владимир КУЗМЕНКИН

НОВОСИБИРСК

31 октября 2012

Комментарии (0)