Главная Кроме того С КОМФОРТОМ - НА ЯПОНСКУЮ ВОЙНУ

С КОМФОРТОМ - НА ЯПОНСКУЮ ВОЙНУ

С КОМФОРТОМ - НА ЯПОНСКУЮ  ВОЙНУ

   В самом начале улицы Владимировской, одной из старейших в Новосибирске, за оградой можно обнаружить около десятка мрачных кирпичных зданий, в которых сейчас расположена Городская психиатрическая больница №3. Но не всегда она была здесь, и строились эти здания вовсе не для лечебных целей.

  Город Ново-Николаевск официально возник в 1893г., когда началось строительство железнодорожного моста через Обь. Одновременно появилась и станция «Обь» на месте нынешнего вокзала «Новосибирск-Главный». Для железнодорожников и железнодорожных строителей строились дома за вокзалом; первая улица в посёлке железнодорожников – Владимировская. Очень скоро выяснилось, что для проезжающих военных частей нужен остановочный пункт. Впервые эта мысль появилась при переброске по железной дороге войск в Китай для поддержки действий международного экспедиционного корпуса при подавлении восстания «боксёров» в 1900 г. И уже угадывалась предстоящая война России с Японией, на которую тоже требовалась отправлять войска по железной дороге. И хотя срок транспортировки от Москвы до Дальнего Востока сократился всего до двух недель (раньше на лошадях перекладными можно было ехать и три, и четыре месяца), людям трудно было выдержать такой срок, почти не выходя из вагона. Приходилось высаживать солдат по дороге на какой-то станции на несколько дней, чтобы они могли отдохнуть, помыться, поесть чего-то горячего, при необходимости – подлечиться. На станциях для этих целей сначала просто ставились палатки, но зимой в них было холодно. И тогда решили по всей линии строить военно-остановочные пункты. Первым таким пунктом стал Новониколаевский на новой улице Владимировской, рядом с вокзалом сразу за железнодорожными путями.

  Он строился в 1902-1904 годах по проекту барона фон Дершау. Барон был петербуржец из русских немцев. Его знали как архитектора, участвовавшего в реконструкции Аничкова и других мостов в Питере. В нашем городе он построил Военно-сухарный завод, долгое время снабжавший русских солдат на войне сухарями из алтайской пшеницы.

  Военно-остановочный пункт представлял собой самодостаточный военный городок. Устроен он был в виде комплекса кирпичных зданий, складов («магазинов») с запасами продовольствия. Имелись также лазарет, баня, прачечная, кухня, две столовые, пекарня, амбары и конюшни. В столовых можно было одновременно приготовить еду на две тысячи человек. Была возможность «прожарки» солдатской одежды – в те времена солдаты боролись со вшами, помещая свою одежду в сухую раскаленную печь. Также солдаты могли отправить домой открытку по почте.

  Для строительства использовались типовые проекты, разработанные военным ведомством. Стиль – так называемый «рационалистический модерн»: в меру ажурная кирпичная кладка и никакой штукатурки - для удешевления строительства. Строительные материалы – местные. Кстати, на строительстве казарм в Ново-Николаевске появилось первое собственное производство кирпича.

  Для нижних чинов было выстроено восемь зданий-казарм в двух- и трёхэтажном исполнении коридорного типа без подвалов. В каждой казарме можно было разместить одновременно до 500 человек. Следовательно, во всём «пункте» можно было поселить сразу 4 тыс. солдат. Девятое здание предназначалось для офицеров и представляло собой нечто вроде гостиничных меблированных номеров с буфетом. Сейчас в этом здании расположено управление ГИБДД по НСО.

  К началу Русско-Японской войны остановочный пункт в Новониколаевске оказался очень кстати. В первые месяцы все войска Сибирского военного округа, в том числе резервные, были направлены для формирования частей, отправляемых в Китай. Именно здесь, в казармах, шла основная мобилизация; за 1904 г. было призвано 160 тысяч запасных солдат. Других округов мобилизация коснулась в меньшей степени. Через Новониколаевск на Дальний Восток всего за войну было перевезено 1270 тыс. солдат, в основном – сибиряков. А поскольку пропускная способность железной дороги была ещё не велика, запасных путей – мало, проезжавшие полки днями оставались на Новониколаевском военно-остановочном пункте. Многие солдаты и офицеры удивлялись такому комфорту в местах, ещё недавно бывших глухой тайгой. В архивах остались благодарности от проезжавших в Порт-Артур и Дальний офицеров 51-ого драгунского Черниговского полка и 52–го драгунского Нежинского полка, восхищённых условиями быта для солдат и офицеров в этом военном городке.

  После окончания войны с 1905 г. по 1913 г. в военно-остановочном пункте фактически располагался городской гарнизон. А с 1914 г. всё повторилось вновь. Только войска ехали не на восток, а на запад – в Германию и Польшу, где проходили бои Первой мировой войны. Одно время здесь располагались Енисейский и Иркутский полки, казачья сотня, конвойная команда. Количество солдат достигало 14 тысяч человек. Чтобы накормить их, построили новую пекарню, в которой ежедневно производилось до 8 тонн хлеба.

  При Cоветской власти с декабря 1917 г. здесь располагался Интернациональный отряд Совдепа, состоявший из китайцев, пленных немцев, мадьяр и др. Всего 70 человек. В мае 1918 г. белочехи, устроившие мятеж в городе, с боем взяли и Красные казармы. Воспользовавшись численным перевесом, к утру 26 мая они вытеснили интернационалистов из военного городка.

  А в Красных казармах поселились чехословаки. Сохранилась фотография, на которой их командир, капитан Радола Гайда, будущий генерал Колчаковсих войск, принимает парад своего воинства на территории Красных казарм. Но вскоре чехов отправили на фронт воевать с большевиками. И военный городок вновь стал казармой для русских, теперь уже для колчаковских полков.

  Так продолжалось до лета 1919 г. В переполненном беженцами и военными частями городе разгорались инфекционные болезни. Эпидемия сыпного тифа выкашивала горожан десятками тысяч! Военный городок стал тифозным бараком. Бежавший в декабре 1919 г. из Новониколаевска «Верховный правитель» Колчак оставил в городе на произвол судьбы около 30 тыс. военнослужащих, большая часть из которых была больна тифом. Лишь к 1921 году эпидемия пошла на спад, благодаря жестким действиям вернувшейся в город советской власти: Чрезвычайной комиссии по борьбе с тифом (ЧЕКАТИФ). Красные казармы вновь заняли военные.

  С 1941 г. в корпусах находился частично эвакуированный из Ленинграда Приборостроительный завод. А после войны до начала пятидесятых здесь располагалась воинская часть внутренних войск МВД. Ну а теперь уже более 60-ти лет основную площадь занимает психиатрическая больница. Известна она отчасти тем, что здесь лежала в последний год своей жизни и умерла от острого склероза мозга в 1954 г. младшая сестра Михаила Булгакова Варвара Афанасьевна Карум-Булгакова, которая стала прототипом Елены Турбиной из «Дней Турбиных». Она была вынуждена переехать в Новосибирск из Киева в 1934 г. к мужу, которого посадили в тюрьму, а потом сослали в Новосибирск как бывшего белогвардейца. Здесь они прожили 20 лет, оба преподавали немецкий язык в школе и Мединституте. Недавно супругов перезахоронили на Заельцовском кладбище в общей для них могиле и поставили достойный памятник.

  Время не щадит Красные казармы. Появились проблемы с перекрытиями зданий, осыпается старый кирпич. Несмотря на то, что каждый очередной хозяин казарм, военный он был или гражданский, перестраивал для себя все здания, изменяя их первоначальный архитектурный облик, в 2010 г. восемь солдатских корпусов и один офицерский были признаны памятниками истории регионального значения. С 2008 г. предлагается отселить из этих зданий больницу. Три года назад студенты Новосибирской художественной академии предложили провести реконструкцию казарм и создать на их базе гостиничный комплекс для туристов с соответствующим историческим антуражем и приметами исторических событий.

По материалам Музея Железнодорожного района г. Новосибирска

11 июля 2014

Комментарии (0)