Главная Культура и искусство Ольга ГУЩИНА: "Кукольный театр — это настоящее доброе волшебство!"

Ольга ГУЩИНА: "Кукольный театр — это настоящее доброе волшебство!"

Ольга  ГУЩИНА: "Кукольный театр — это  настоящее доброе волшебство!"

   Гуманитарно-просветительскому клубу «Зажги свечу!» - 20 лет! Вот уже два десятилетия его члены, в число которых входят известные ученые, народные артисты, мастера спорта, писатели, поэты, композиторы, музыканты, журналисты, врачи, кинематографисты,  экс-руководители г. Новосибирска и области - сеют в умах и сердцах жителей Новосибирской области разумное, доброе, вечное...  Говорим это без всякой иронии!  За годы своего существования клуб объездил почти весь  регион, провел сотни встреч с жителями, студентами, школьниками. Каждая из них стала незабываемой как для клуба, так и его аудитории...

  Но вот ведь что интересно! Все люди, входящие в клуб, безусловно, - Личности! Это общеизвестно. Каждый сделал для Новосибирска и Новосибирской области столько, что и вдесятером не унести! Об этом тоже - знают!.. А вот о том, как формировалась в них эта самая Личность - знают мало!

  Кем были их родители?.. Какие учителя вкладывали в них свои знания?.. Какова была среда, формировавшая в них мировоззрение?.. Какие трудности они преодолевали на своем пути?.. Наконец, какими глазами члены клуба сегодня смотрят на действительность?.. Об этом всём не знает практически никто! Зачастую - даже сами члены клуба не знают этих подробностей друг о друге! И показалось нам, что в данном факте заключается  очень досадная несправедливость.

   Чтобы несправедливость стала справедливостью, мы решили побеседовать по душам с каждым «клубянином» и в год двадцатилетия клуба «Зажги свечу!»  опубликовать эти интервью. Признаться откровенно, мы вовсе не подозревали, за что беремся! Дело в том, что нам открылась целая Вселенная! Такие разные и порой - такие похожие судьбы! Вся история нашей страны - в рассказах членов клуба «Зажги свечу!»... Никогда наша редакция не сталкивалась с более интересным проектом!

  Сегодня  ваш гость - заслуженная артистка России, главный режиссер Новосибирского областного театра кукол Ольга Владимировна ГУЩИНА!..         

 

- Ольга Владимировна, очень интересно, как люди становятся главными режиссёрами кукольных театров? Расскажите, с чего всё началось.

-  Родилась я в городе Новосибирске, здесь детство мое прошло, здесь училась и школу окончила. Первым моим специализированным учебным заведением  было Новосибирское театральное училище, а позже я поступила в Ленинградский театральный институт.

- Люди не просто так идут в театральное училище! Почему вы решили поступать именно туда?

- Я с самого детства занималась в самодеятельных коллективах: и в хоре пела, и танцевала, а вот потом увлеклась театром. Стала членом драматического коллектива «Чайка» при Д.К. имени Калинина. В то время очень много внимания уделялось детскому досугу, была масса  всяческих кружков — только выбирай! Во Дворцах пионеров, школах, даже во дворах много чего организовывалось для подрастающего поколения…и все бесплатно!

- А вы, наверное, как все девочки мечтали стать артисткой?

    - Да не скажу, что мечтала, мне все это очень нравилось: нравилось – кем-то другим быть на сцене, на репетиции ходить, в спектаклях играть, общаться с друзьями. Наш самодеятельный коллектив был замечательным!  Руководила коллективом  Клавдия  Емельяновна  Бесова, она была из плеяды актеров театра «Красный Факел». Наш коллектив стал стартовой площадкой для будущих артистов,  режиссеров,  деятелей культуры и искусства, таких как Леонид Кипнис - ныне художественный руководитель и директор Новосибирского театра музыкальной комедии; Борис Горбачевский — он сейчас главный режиссёр Театра  драмы в городе Златоусте;  Ольга Гусельникова - актриса Новосибирской филармонии; Борис Саламчев - ныне главный режиссер театра кукол  «Арлекин» города Омска. Да и другие ребята и девочки стали  актёрами, разъехались по городам.

   Одним словом, то, что начиналось в обычном юношеском театральном кружке, стало делом жизни для очень многих из нас!

    А я к тому же ещё и по натуре человек такой — если уж встала на дорожку, то с неё не сверну! До смешного доходит иногда:  едешь  в автобусе, смотришь — место освободилось, села, едешь дальше; люди понемногу выходят, видишь, что освободилось местечко поудобнее, да и  солнце там не так слепит — нет, уже никуда не перейду, буду сидеть именно там, где села в начале пути. Вот такой я человек! (Смеётся.)

- Интересное качество! Так вы, наверное, и однолюбка ещё?

  - Я очень увлекающийся человек: в творческой профессии  без этого никак. Влюбляешься в то, что ты делаешь! Это становится для тебя самым важным!..

   Так вот, после окончания средней школы я поступила в Новосибирское театральное училище. Конкурс при поступлении, помню, был огромный!  Конечно же, я поступала на драматический факультет, куда, как объяснили, были нужны героини...     Героиня — это, как вы понимаете, амплуа. Оно предполагает наличие определённых внешних данных, хороший рост и так далее. К счастью или к несчастью, в число героинь я не попала. Но в тот год впервые набиралось дневное отделение по специальности «Артист театра кукол», и мне предложили туда поступить.  И поскольку, как вам уже известно, один раз выбрав свою дорожку, я с неё не сворачиваю, поступив на факультет «Артист театра кукол», я так и осталась на всю жизнь в этой профессии!

   Набирал наш курс Геннадий Александрович Кудрявцев. В то время он был главным режиссером  Новосибирского театра кукол.

   Помню, приключился забавный случай: пришел он к нам на занятия и скомандовал «Ну-ка, взяли кукол и за ширму!» Попробовали этюды какие-то, песни пели,  стихи читали, а потом посадил нас полукругом и говорит: «Вот ты, ты, и ты - я тоже попала в число выбранных! – придете ко мне на работу». То, что нам учиться четыре года, это не входило в его планы, по его понятиям - практика всему научит! Раньше, ведь, актеры в театр кукол приходили «с улицы». Кто состоялся,  тот оставался, а у кого не получалось, уходили в другую профессию. Не удалось Геннадию Александровичу  прервать наше обучение, администрация училища объяснила ему, что он сильно вперед забегает. Но вот  что интересно: ведь кого он тогда выбрал - только  мы трое по сей день успешно трудимся в театре кукол! Вот каким чутьем он обладал!

 Учиться было очень интересно, да и на каникулах в городе мы не сидели — ездили по стране. Были в Риге, Таллине, Горьком (нынешнем Нижнем Новгороде), Ленинграде и, конечно, в Москве. Эти поездки нам помогало организовывать Всероссийское театральное общество (ВТО), которое сейчас называется Союзом театральных деятелей. Допустим, мы списывались с Ленинградом, тамошние студенты уезжали на каникулы, вместо них приезжали мы, нам давали их места в общежитии и мы ходили по театрам, и драматическим, и кукольным - смотрели и учились... Учились будущей профессии - я поняла, какие большие возможности в искусстве театра кукол!

- По-моему, это был период самого расцвета театра кукол, да? Я помню интереснейшие спектакли театра Образцова...

 - Да! В Москве был Сергей Владимирович Образцов, в Ленинграде - Михаил Михайлович Королев. Это разные школы, но очень интересные! Мы многое успевали посмотреть в поездках. Возвращаясь домой, долго жили этим до нового путешествия. Это сейчас интернет и много чего, а тогда - кто что расскажет, или что самому посчастливится увидеть.

   После окончания училища я пришла работать в Новосибирский театр кукол, он находился тогда  на площади К.С. Станиславского. Там был уже другой главный режиссер - Горбушин Станислав Артемьевич. Он со второго  курса был у нас педагогом по актерскому мастерству. Будучи студенткой, я уже была занята в спектакле театра: играла Золушку.  Станислав  Артемьевич  многому научил меня. Талантливый и очень жесткий человек  «Не позволять душе лениться!»  -этому я у него научилась…

   А потом здание театра по техническим причинам было закрыто для посещения зрителей. Там оставались администрация, цеха и проходили репетиции. На протяжении многих лет наш коллектив был разъездным. Были две актерские группы, было два автобуса. Играли спектакли в Домах культуры, в школах, в детских учреждениях. Мы играли более девятисот спектаклей в год. На селе более трехсот спектаклей. Нет ни одного уголка в Новосибирской области, где бы ни побывал наш театр. Тогда была совсем другая жизнь!

  Множество хозяйств, порой очень отдаленных,  и в каждом жили дети, которые с нетерпением ждали приезда кукольного театра! Бывало, дожди дорогу размоют, автобус встал! Трактором вытягивали, ведь спектакль обязательно должен состояться! Дети с утра у клуба ждут. Девочки сапоги резиновые наденут и платьица нарядные, мальчишкам за счастье, помочь поднести что-нибудь из декорации, а мы стараемся, чтобы спектакль понравился и запомнился надолго. И еще необходимо так играть, как будто это самый важный спектакль в твоей жизни!

   Вот так проходило мое становление как актрисы, моя закалка и многое другое…

Наш директор - Бирюля Николай Афанасьевич - начал большую работу по организации строительства нового здания Театра кукол, а пока с площади     К..С. Станиславского мы перебрались на правый берег и разместились в здании Дома Ленина. Там также располагались цеха и проходили репетиции…

   В то время я поняла, что надо дальше учиться! Поступила я в Ленинградский театральный институт. Хотя у меня в то время был  маленький ребенок, которому еще годика не исполнилось, я все равно поехала учиться. Заочно. Ждать не могла, было опасение, что больше не будет набора на заочное отделение. Продолжая работать, училась. Занималась, в основном, ночами. Мне очень помогала моя семья.

- Расскажите про свое обучение в Ленинграде.

-  Институт мне дал столько, что трудно переоценить! Нас в группе было двадцать человек из восемнадцати городов Советского Союза. Какая уникальная возможность обмениваться творческим опытом! Какие замечательные педагоги преподают нам мастерство! Какие замечательные педагоги читают лекции по театру, искусству! Какое чудо, что  рядом Русский музей, Эрмитаж, театры... Кажется, что сам город дает тебе крылья! Мы плотно работаем с режиссерским курсом. Репетируем, репетируем... Домой - только поспать и опять институт. Неожиданно предлагают поступать  в аспирантуру  на кафедру сценической речи (очень заманчиво)  Но как же я оставлю работу? Дом? Надо ведь жить и учиться здесь. Обещаю подумать, но уже знаю, что буду работать дальше в своем родном городе, я ведь так много хочу сделать!

   Вернувшись из Ленинграда, организовала наших актеров на создание антрепризы.

   Нашим первым спектаклем был «Муми-тролль» по сказкам Туве Янссон. Спектакль получился славным! Веселый, добрый! Нас  приглашали с этим спектаклем в детские учреждения. Режиссером спектакля была я.

- Театральное начальство на вас не обижалось?

 - Да, как помню, это было несколько ревностно воспринято, но что поделаешь, хотелось пробовать себя в разных качествах и что-то делать, делать! Была сложность и в организации своей работы.  Получался довольно напряжённый график: в садике спектакль мог начаться в 9 утра, а уже в 11.00 - начало репетиции в театре,  в 17.00 - еще один спектакль в другом учреждении. Плотненько так работать приходилось. Но какая это была приятная усталость! Ведь сколько радости мы принесли ребятишкам! Сколько раз слышали: «Приезжайте к нам еще!»  Когда наступили тяжелые времена и, как везде, не платили зарплату, наш «Муми-тролль» очень помог нам, хоть какие-то денежки приносил! 

- Получается, с этого спектакля начался ваш режиссёрский опыт?

 - Да.  Но не только! Начался ещё и педагогический этап в моей жизни — меня пригласили в Театральное училище преподавать сценическую речь. Вот опять -какая уникальная возможность общаться со своими коллегами. Ведь там работали артисты и режиссеры театра «Красный Факел», театра « Глобус», театра «Старый дом», театра Музыкальной комедии! Сначала я работала на отделении «Актер театра кукол», после работала и на драматических курсах. При обучении кукольников включила свою память, фантазию: старалась как бы «разукрасить» наш учебный процесс, придумать что- то интересное, чтобы студент не просто прочел стихи или рассказ, а, если это уместно, применил бы куклу или какой-то предмет, очень много читала и размышляла. Тут ведь главное — увлечь будущей профессией молодого человека, а если тебе это не удастся, то, может, мир лишится ещё одного прекрасного актёра?!  Надо заразить их своей энергией, увлечённостью! Вот я и пыталась всё время это делать, и небезуспешно. Помню, мы делали «Маленького принца» из каких-то интересных деталей. Лисёнка из бросовых тряпочек и пуговок... Одним словом, мне важно было вселить в моих студентов ощущение таинства, магии даже какой-то... Кукольный театр — это ведь настоящее доброе волшебство. Чего только стоит магия великого Андерсена!..

      Потом я стала и мастерство преподавать. Я вообще очень люблю работать, да ещё и сова по натуре, так для меня лечь спать после двух часов ночи — это практически норма!..

   Таким образом, я преподавала в театральном училище 15 лет. За это время состоялось четыре выпуска «Актеров театра кукол». Мы с моими коллегами: Юрой Кондратьевым, Сергеем Вихоревым,  Людмилой Туневой  давали  им в руки профессию! Каждый из них, как говорят у нас, умел «водить куклу», понимать куклу, и готовить будущих актеров к приходу в театр!

     Что интересно, директор нашего театра, Николай Афанасьевич Бирюля  частенько захаживал ко мне  на занятия. Он  в том же доме живет, где находится театральное училище. Придет, попросит вежливо поприсутствовать. Сидит, смотрит на наше колдовство…

  Смотрел, смотрел, а потом говорит «Поезжай-ка  в Москву! В театре Образцова спектакль будет ставить Рейн Агур, известный режиссер из Эстонии. Побудешь при нем, поучишься! Вот тебе и курсы, и практика!» Ставил Рейн Агур «Комедию ошибок» В. Шекспира, художник спектакля - Елена Луценко (г.Воронеж).

Вот и школа моя! От «Застольного периода», (так называется период, когда идет разбор пьесы, роли) до премьеры! Я была с известными актерами театра С.В. Образцова!  Я была рядом с мастером своего дела, с интереснейшим режиссером Рейном Агуром!  Самое главное: я  поняла, что я на правильном пути!

Через некоторое время, вернувшись в Новосибирск, я была назначена Главным режиссером театра (в 1998 году).

  За это время немало сделано! Поставлено много спектаклей для маленьких детей, для школьников! Был в репертуаре и спектакль для взрослого зрителя. Это В.Шекспир «Сон в летнюю ночь». Есть в репертуаре уникальный концерт «Мир, в котором мы живем». Под этим названием подразумевается наш мир театра кукол.

Здесь представлены уникальные кукольные номера с разными системами кукол.

Главное - у театра есть свое лицо! В нашем городе достаточно драматических театров. А мы одни! (почти одни). И главный артист у нас - это кукла! Каким замечательным мастерством обладают наши артисты-кукловоды! Как виртуозно

работают они с куклой! Самая большая похвала, когда зритель, затаив дыхание, говорит, смотря на куклу «Она что? Живая?»

  А ведь, чтобы достичь этого, надо очень много работать! А вы знаете, что артисты театра кукол идут на пенсию, отработав двадцать пять лет?!

- Правда?..

 - Да! Я сама стала пенсионеркой в 46 лет. Актер, работая с куклой, порой приличного веса, испытывает нагрузку  на позвоночник.  Если это верховая кукла, его рука долгое время находится в поднятом положении. А, ведь ты не просто куклу носишь, ты действуешь ей, говоришь, поешь, танцуешь. А вот режиссер возьмет, да придумает «Черный Кабинет» в спектакле.

- А это что такое?

 -  Это когда актер одет в черный бархатный костюм, а на глазах-сетка, чтобы лица не было видно. При правильно поставленном свете, актер как бы растворяется, его не видно, видно только куклу. Эффект потрясающий!  Кукла, как живая! А вот актеру в таком костюме ой как не просто!  Так что нелегок наш хлеб, и спасибо, что государство оценило это!

- А вы жесткий режиссер?

  - Да! Жесткий! Спектакли я ставлю сложные. Часто вся труппа  задействована. А мне соединить все надо: и перестановки, где поднимается и опускается сцена (она у нас так устроена), свет, звук. От каждого  на сцене зависит ход спектакля. Раньше я очень нервничала, срывалась, кричала, сейчас мудрее стала, поняла, как работу организовать, как подход найти к каждому работнику. Стараюсь сплотить всех вокруг работы, чтобы коллектив, как единое целое. И надо, чтобы люди понимали, что их уважают и ценят.

- Многие взрослые театры для того, чтобы разнообразить репертуар и художественные приёмы постановки, приглашают режиссёров со стороны. Вы пользуетесь такими методами …

     - До сих пор не в значительной мере приглашали режиссеров, чаще –художников.    Хороший художник в театре кукол - это главное!  Зачастую зритель в спектаклях театра кукол не видит актера, а видит только куклу, и насколько  интересна она будет придумана, насколько характерной будет ее лицо, тем интересней работать с ней актеру, интереснее смотреть зрителю. Это только маленький пример. У нас работали интересные художники!

  Сейчас вот стали приглашать активно и режиссеров. Актерам надо поработать с разными режиссерами. Каждый режиссер - это свой мир, свое направление.

- А у вас есть так называемые  долгоиграющие спектакли? Которые идут, не прерываясь, десятки лет?

     - Конечно, есть!  Такие спектакли как  «Буратино», «Аленький цветочек», «Кот в сапогах» идут в репертуаре театра около двадцати лет. В этих пьесах красивый язык. И потом – это классика. Там вечные темы: борьба добра со злом, самопожертвование,  даже какие-то наивные вещи очень трогают.

- Я сто лет уже не был в кукольном театре. Скажите, к вам, наверное, только дошколята ходят?

 - Нет, и школьники тоже ходят.

 - Ну, какие школьники? Лет до десяти?

   - Нет, и взрослее дети бывают.

- Серьезно?!

 - Честное слово! У нас в репертуаре есть спектакль « Обинушка» по сказке нашего новосибирского автора Виктора Шамова. Мы сделали его как спектакль, рассказывающий об истории нашего города, об обитателях реки Обь. Активно используется видео, фрагменты кинохроники. Вот он как раз весь идет в «черном кабинете». На него приходят школьники,  и если долго спектакль не стоит в репертуаре, зрители просят поставить.

- Не ожидал. Но вопрос мой в самом-то деле вот в чем: поколения детей ведь меняются. Отличаются ли дети нынешние от тех, кто ходил к вам, к примеру, двадцать лет назад?

 - Я бы сказала так: дети становятся более динамичными. Посещение театра требует подготовки. Есть педагоги и родители, которые готовят детей к походу в театр.  Это, ведь, особый вид искусства! Самое ценное то, что происходит на сцене – это живое! Ты чувствуешь дыхание актеров, актеры чувствуют дыхание зрителя. Надо разговаривать с детьми после спектакля,  а не просто ставить галочку, что вы сходили в театр. Наш театр - это первый театр в жизни ребенка и надо очень стараться, чтобы он захотел приходить в театр еще и еще! Выбирать спектакль согласно возрасту ребенка. Если спектакль для маленьких - стараешься больше действия включить, песен. Дети разные. Есть те, кто смотрит на сцену не отрываясь, есть те, кто и сидеть устает. Сейчас, конечно, сложнее стало. Много классных  мультиков с видеоэффектами, но в театре все живое! 

- В спектаклях театра кукол, особенно использующего классический репертуар, добро всегда побеждает зло. Раздаются голоса, что мы, взрослые, пропагандируя ребенку как непреложную истину такой исход из любой жизненной ситуации, обманываем его. И когда повзрослевший человек сталкивается с реальностью, он испытывает определенный шок. Как вы относитесь к подобным рассуждениям?

 - Я не считаю, что мы обманываем детей! Добро всегда побеждает зло!!! Это непреложная истина! А то, что происходит иногда в жизни не так — мелкие эпизоды большой картины, где добро неизбежно победит! И потом — ребенок должен выйти со спектакля со светлым чувством справедливости в душе. Мы ведь своими спектаклями не рисуем ему полную картину мира. Мы вносим свою крупицу воспитания чувства справедливости в маленьком человечке — вот что мы делаем. Ведь как было бы страшно жить в мире, где никто не верит в справедливость!

- А вы ставите что-нибудь в других кукольных театрах страны?

- Ставлю. Я и в драматических театрах ставила. Несколько спектаклей – в Драматическом театре  г. Новокузнецка. У нас в драматическом театре «На Левом берегу» поставила пять спектаклей для детей. В театре кукол г. Барнаула. Я и в Москве, в театре «Русская песня» поставила спектакль. А шесть лет назад при содействии городских депутатов, в культурно-досуговом  центре им. К.С. Станиславского был организован Театр кукол, это на левом берегу. Руководство областного театра попросили помочь создать труппу, репертуар, наладить техническую работу. Мы постарались. Привлекли актеров - профессионалов, бутафора, технические службы. Способствовала работе и мэрия, и руководство К.Д.Ц. И театр заработал!  Существует он уже шесть лет. Правда, статуса у театра нет, а все остальное на высоком уровне! Зритель полюбил театр. Вот там тоже ставятся спектакли.

- А существует ли комплекс у артиста кукольного театра? Ведь драматический актер находится как личность в гораздо более выгодном положении по сравнению с тем, кто работает за ширмой с куклой в руках: его видят, его узнают, он становится популярен... Артисту театра кукол ничего подобного не грозит...

  - Как я иногда шучу: ни денег, ни славы!.. Ну, да — не грозит! Но, как там сказал Константин Сергеевич Станиславский? «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве!» На том и стоим! А если без смеха, то я иногда смотрю на наших артистов и думаю: ребята, милые, как же я вам благодарна! За то, что они столько лет работают, за их верность нашему делу, даже за жертвы нашей профессии, о которых можем знать только мы, за всё, что они отдали театру — я благодарна им безмерно, правда! Ведь не было еще ни одного случая, чтобы  заболевший артист сорвал спектакль! Если он или она хрипят-кашляют, то они налепят себе пластыри и на пятки, и на грудь, но на спектакль придут! Только одно может остановить нашего заболевшего артиста — если он уже не может говорить или  не может встать с постели.

   И еще, знаете,  когда я смотрю на своих актёров, мне кажется, что они не стареют! Ей-Богу!!!  Профессия накладывает такой мощный отпечаток молодости на людей, что они останавливаются в одном возрастном состоянии. Это факт!

- Ольга Владимировна, а мне ещё доподлинно известно, что члены клуба «Зажги свечу!» - тоже не стареют! Несмотря на то, что клубу уже 20 лет!..

 - Это точно!.. (Смеется.) Приглашение вступить в клуб я восприняла как большую честь. Но когда меня приняли, и я увидела, кто находится в клубе рядом со мной — растерялась! Такие знаменитые люди... Вообще мне кажется, что каждый человек, если он достойно делает свое дело, должен быть уверенным и гордым! В Клубе собрались именно такие люди! Мне очень много дает общение с ними. И на все мероприятия клуба я стараюсь приходить регулярно, несмотря на занятость! Я не знаю, насколько ценно то, что я привношу в Клуб, но то, что Клуб даёт мне — это поистине бесценно!.. Я искренне горжусь тем, что состою  в рядах клуба «Зажги свечу!», среди тех людей, которые стремятся достучаться до сердец!

 

Зажги свечу! И пусть она горит,

Жизнь осветив своим неярким светом.

И, освещая к истине пути,

Поможет стать кому-то человеком! 

 

- Вот это да! Откуда эта цитата?..

  - Само пришло откуда-то...  Вот светом этой свечи я и освещена! И сама к нему стремлюсь!.. И сама хочу светить! Сколько смогу... 

 

Беседовал Андрей ЧЕЛНОКОВ

1 августа 2017

Комментарии (0)