Главная Общество НИЧТО НАС В ЖИЗНИ НЕ МОЖЕТ ВЫШИБИТЬ ИЗ СЕДЛА!

НИЧТО НАС В ЖИЗНИ НЕ МОЖЕТ ВЫШИБИТЬ ИЗ СЕДЛА!

НИЧТО НАС В ЖИЗНИ НЕ МОЖЕТ ВЫШИБИТЬ ИЗ СЕДЛА!

   Дети Войны… Это понятие уже вошло в обиход. Детство миллионов война прошила словно пулей. Одних – в качестве сыновей полков, юных партизан, подпольщиков; другие были угнаны в рабство, много детских глаз увидели зверства оккупантов, памятны дети, стоящие на подставках за станками; пашущие колхозные поля на коровах... Военное поколение детей, как говорят «хлебнуло»… Но и закалилось!

О двух братьях, выросших в далёком сибирском тылу, хочется мне сегодня поведать читателю. Мы жили рядом в городе Мариинске Кемеровской области на улице Партизанской. Полвека тому назад, мальчишками, были хорошо знакомы, учились в одной школе. Особо близок я был с Владимиром, который  старше меня на один год… 

 

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ 

   Этот небольшой домик на Партизанской уже давно исчез. Но  всякий раз, приезжая в родной город, мы это место не минуем. Здесь жила семья Пивкиных. Отец Матвей Тимофеевич Пивкин, работал в райпотребсоюзе. Мать Наталья Алексеевна, как и в большинстве семей, вела дом и хозяйство. Соседские контакты и взрослых, и детей были тесными: в конце 40-х – начале 50-х мы, мальчишки, больше водились с Володей, младшим их сыном, а у Николая была другая компания.

В их семье бабушка по отцу чаще говорила дома на родном мордовском языке. Эти корни имели также и жившие неподалёку родные Пивкиных. За старшим Матвеем Тимофеевичем они в Мариинск и переехали. Родственность была образом жизни в то время у многих. Володя гордился своим родом, позже написал документально-художественную книгу "Колосс Поволжья" об известном мордовском борце Мише Борове. В ней автор скрупулезно собрал все схватки «волжского богатыря» с борцовскими приёмами и перипетиями.

Великая Отечественная, конечно, обожгла и их судьбы  -  родной дядя Дмитрий пришёл с войны весь в наградах, но без ноги и вскоре умер от ран. Братьям-то повезло - отец их по болезни и возрасту был оставлен для тыла. И вкалывал на «полную катушку», всегда допоздна. Детям – не надобно другого образца, коли есть пример отца. Будничная мужская работа по хозяйству ложилась на них: принести воды, наколоть дров, почистить за коровой, убрать снег, вскопать землю, полить огород и т.д. Это и было трудовым воспитанием… Николаю довелось вместе с классом поработать и на колхозных полях. Да, братья Пивкины – настоящие дети войны. Таких сейчас остаётся всё меньше…

 

РАЗНОСТЬ И ЕДИНСТВО 

Как же интересна и таинственна природа! В том числе - в наследственности. Вот, казалось бы, два родных брата, - куда уж роднее! - а в   складе их характеров, а потом и по жизни так много разного! Кроме, пожалуй, одного – оба учились отменно. Школа № 2 Мариинска несла добрые традиции с дореволюционных времён. Колю выделил учитель математики Эдуард Иванович Усит, ссыльный поселенец, а его подарок – научный журнал со своей статьёй – у Николая и поныне в библиотеке. Отец познакомил Володю с сыном ученика И.Е. Репина С.И. Голубина, ссыльным художником Глебом. Володя с младых ногтей всю жизнь собирал материал и позже выпустил монографию «Художник С.И. Голубин» (1973). В школе Володю сразу заметил преподаватель рисования и черчения, участник войны Пётр Игнатьевич Цаплин, с которым Володя дружил по-настоящему до конца жизни Учителя. Так, дома, на улице и в школе были заложены линии жизни двух братьев.

Старший Николай пошёл в мать: гармоничное, очень приятное лицо, голубые глаза, особенная стать, и характер – спокойный, уравновешенный. Владимир унаследовал от отца широкие скулы, большой нос, иногда мы звали этот нос «рубильником», черный волос, темные глаза, и широченный - шире старшего - торс. Оба - спортивного типа, дружили с гирями, занимались любительским спортом. На школьной спортплощадке истинным наслаждением для болельщиков было зрелище, когда Володя «резал» мяч азартным ударом волейболиста под всеобщие крики. В студенчестве - был руководителем туристического кружка. Николай в вузе тоже занимался спортом, но не игровым – четыре года возглавлял секцию спортивной гимнастики в университете. Интересно, что и места рождения у них разные - Николай появился на свет в Восточной Сибири, в Тайшете, Володя – в Западной, в г. Мариинске. Но младший так и остался работать в Сибири, а старший – отправился на Урал. Здесь у них одинаковость - оба более никуда не уезжали. Укоренённость в своих трудовых коллективах была чертой не редкой и даже почётной в советское время. Ныне поощряется трудовая мобильность. Наверное, всякому времени своё… Оба брата стали лидерами в своих делах – интеллектуальными и организационными. То и другое качества у обоих гармонично сочетались, но у старшего более было первого, а у младшего - второго.

Младший тянулся за старшим во всём и получил золотую медаль. Вузы выбрали разные: Николай - Томский университет, физический факультет, Володя - архитектурный в Новосибирском строительном институте (СибСТРИН). Вот как разошлись…  Можно сказать, в рамках одной семьи разделились на физиков и лириков!

Можно было бы записать эту разнонаправленность родных братьев в загадки. Но не так давно учёные установили, что есть в людях некоторые различия в строении мозга: одним дано творить в точных науках, другим – в гуманитарных. От чего это зависит – неясно. Может, и правда, от расположения планет в момент рождения?..

 

ВЛАДИМИР 

Володя стал Заслуженным архитектором РФ, признанным авторитетным учёным в новой научной области - урбоэкологии, профессором, художником, общественным деятелем. Многие в стране знали его как учёного климатолога. Он провёл много исследований в Сибири и на её Севере, совершил научные замеры загрязнений атмосферы промышленных зон. По итогам этих исследований разработаны нормативные документы для строителей и эксплуатационников. Выпустил несколько монографий, провёл на общественных началах 12 научно-практических конференций с публикацией материалов.

Последние листья. Этюд. В.М. Пивкин.

 Монография «Экологическая инфраструктура сибирского города», написанная им совместно с коллегой, вышла тремя изданиями, а это считается свидетельством большого признания среди профессионалов. Дружил с художниками, написал о многих из них статьи, очерки, а о своём друге издал монографию «График Чебанов». О родственниках жены в архивах изучил и написал документальную повесть «Два генерала – одна судьба». Есть и подзаголовок: «Правдиво как вымысел, невероятно как жизнь». И это неспроста! Два видных военных и общественных деятелей России сражались по разные стороны фронта гражданской войны, но их жизни оказалась неразрывно связанными через детей и через город - Новониколаевск-Новосибирск. Владимир Матвеевич был принят в творческие Союзы архитекторов, художников, журналистов, в Российское географическое общество... Он – соавтор памятника жертвам политических репрессий, установленного в Нарымском сквере столицы Сибири. Его активность достигла даже зарубежного масштаба. Он был секретарём при Председателе Новосибирского отделения Общества советско-французской дружбы академика Г.И. Марчука. Многие мероприятия обеспечивал организационно, и это у него отлично получалось. У его друга, ныне Народного художника РФ В.К. Чебанова, остались яркие воспоминания о выставках сибирских графиков в Париже и других городах Франции.

Когда он ушёл из жизни, на его рабочем столе остались пометки к проекту Генерального плана Новосибирска. А один очерк в память о нём был назван «Остаться на Земле» из стиха сибирского поэта В. Фёдорова.

 

НИКОЛАЙ 

Старший Николай в противоположность брату был персоной закрытой, так как его научные изыскания непосредственно связаны с проблемами защиты Отечества и касались больше не Земли, а её воздушного и космического окружения.  Окончил с отличием спецотделение физического факультета Томского университета. Эта специальность у нас в университете была окружена тайной. В 1954 г. был направлен в Пермь, как молодой специалист, в научно-исследовательский институт полимерных материалов (НИИПМ). Там он и состоялся, и как учёный, и как руководитель.

Коллеги его в журнале «Боеприпасы» (2010, № 5-6, с. 145-147), написали: «Хорошая подготовка в университете и трудолюбие, полученное от родителей, обеспечили сравнительно быстрый рост Николая Матвеевича в НИИПМ как научного сотрудника и организатора научных исследований. Через год он стал инженером - руководителем группы, в 1960 г. - начальником лаборатории, а с 1963 г. - начальник отдела по исследованию баллистических характеристик высокоэнергетических конденсированных материалов и внутрикамерных процессов в тепловых двигателях».

Нам это малопонятно, однако ясно, что речь идет о военной и космической продукции. Но вот ещё фраза: «При его непосредственном участии было отработано и доведено до серийного изготовления 15 номенклатур, при этом не было допущено ни одного демонтажа артиллерийских систем». И не оставляет сомнения ещё отрывочек о нём, как учёном и организаторе таких работ, что «позволило существенно повысить надежность и безопасность выстрела при сохранении требуемой живучести артиллерийского ствола (особенно для танков и самоходных установок)».

Николай Матвеевич в 1960 г. успешно защитил кандидатскую, а через 10 лет докторскую диссертации. А с 1968 г. он профессор по специальности «Двигатели летательных аппаратов». В списке его научных трудов и изобретений более трехсот наименований, в том числе 5 монографий, 3 из которых - на очень узкие спецтемы. Учёные подробно в статье перечислили основные научные достижения Николая Матвеевича, в том числе как основателя нового направления в науке и технике, по которому подтверждено девять патентов РФ, часть которых используется в промышленности. Его статьи вошли в уникальный специальный энциклопедический словарь, выпущенный под руководством академика Б.П. Жукова. За исследования физико-химических процессов горения порохов и твёрдых ракетных топлив он в 1985 г. удостоен звания Лауреата Государственной премии СССР в области науки и техники, награжден орденом «Знак Почета», медалями и знаками, стал «Ветераном космонавтики России».  

Как истинный учёный, он имел и учеников, которым помог защитить диссертации. Много лет успешно руководил одним из ведущих отделов НИИПМ, является признанным ученым в области теории и практики процессов горения и внутренней баллистики.

Николай Матвеевич почитал больших учёных, со многими сотрудничал, в т.ч. с Главным конструктором космических кораблей Сергеем Павловичем Королёвым, восхищался им как учёным и организатором. По словам сына Николая Матвеевича, С.П. Королёв однажды, услышав в докладе Пивкина о свершённом в лаборатории, вылетел тут же в Пермь, и вернулся вполне удовлетворённым. Николай Матвеевич неоднократно имел деловые встречи в Ижевске с Михаилом Тимофеевичем Калашниковым. Благоговел перед академиком Юлием Борисовичем Харитоном, одним из создателей советских атомной и водородной бомб, трижды Героем Социалистического Труда. Ярко в его памяти осталась большая беседа с ним в одной поездке. Дочь вспоминала: отец говорил, что умнее человека не встречал.

 

ТЫЛЫ И УВЛЕЧЕНИЯ 

Сын Николая Александр написал отличный и оригинальный живописный портрет отца: колорит в нём жёлто-красно-багровый. Лицо -будто в середине огненных вихрей, глаза, лицевые мускулы напряжены, он весь в думах. В думах о сохранении Жизни Человечества на Земле. И не случайно: среди его работ есть те, которые исследуют некоторые явления в космическом пространстве. На заднем плане картины за лицом мудреца -творение по чертежам брата-архитектора Владимира – дача в живописном месте. Она тоже испытывает жар огня, за всполохами пламени весь воздух в турбуленте, который зрительно искажает строение.

Оба брата были крепки семьями. Жён присмотрели в студенчестве. У Николая Анна Козыревна – по специальности химик, у Володи Нэля Леонидовна – архитектор.    Старший обошёл младшего в детях: у него и сын и дочь, оба учёные. Алла в Москве - доктор технических наук, завлабораторией. Сын - рядом, кандидат наук. Но младший богаче старшего внуками, их у Володи три ныне уже взрослых парня, а у Николая две внучки, красавицы и умницы Анюта, кандидат химических наук, и Катя, студентка архитектурного отделения строительного колледжа. Основа продолжения рода есть. Оба брата имели садовые участки, с жёнами огородничали, это с детства. Оба растили любимые кедры.

Братья хорошо дружили. У них даже был совместный патент. В нём, образно говоря, соединились Земля и Небо, два брата и сын Александр Николаевич, две разности соединились в одной сумме. Как в философии - единство противоположностей. А меж братьями неразрывные связи. Володя, когда похоронил любимую Нэлю, зимние каникулы проводил у брата. Туда прибывали из Москвы дочь Алла и внучка Анна. Хозяйка Анна Козыревна радовалась такой родовой семейственности, идущей издалека, была гостеприимной хозяйкой с милыми помощницами.

Володя вместе с женой побывал во многих странах за границей, везде они не только отдыхали, но и изучали и впитывали архитектуру мест, наслаждались ею. Любимым отдыхом у Николая была с детства рыбалка. А, будучи взрослым, страдая от суеты, прятался в ней. Имел разнообразные снасти, надувную резиновую лодочку, отплывал в свои заветные места на Каме и наслаждался тишиной и уединением. Домашним удачные рыбацкие случаи рассказывал часто и в лицах: что в этот момент думал он, а что думала рыба. Обожали с женой море, Крым, куда выезжали нередко на отдых всей семьёй. Восхищался природой страны.  Знал всех пернатых своей округи, специально в отдых наблюдал за ними, изучил их повадки, пение. Увлекался и автомобилем, любил далёкие трудные поездки. Дочери врезался в память эпизод как они поднимались после рыбалки по крутому склону у реки Сылва после дождя по раскисшей дороге. «До сих пор, - говорит, - у меня ужас, но отец был спокоен внешне и собран, победил».

Нельзя не сказать, что оба брата были верны идейным основам нашего государства, являли собой истинных представителей советской цивилизации, вносили свой вклад в её укрепление и развитие. Оба тяжко переживали перестроечные события, они их отвергали их и старались противостоять. Володю настиг инсульт в начале 2010 года, а в августе того же года болезнь нанесла второй и последний удар. Николай Матвеевич попрощался с братом, но и самого его через 10 лет догнала тянущаяся многолетняя болячка. На борьбу с ней самоотверженно бросали свои силы и возможности все члены семьи, что продлило и скрасило его жизнь. Ушедшему первым в любом союзе – братском, супружеском или дружеском – всегда везёт больше… Меньше боли. Когда уходит близкий и душевно родной, то уходит частица тебя…

***

Осмысление линии жизни двух братьев приводит к более глубокому осознанию, что род, семья, дом, улица, школа, город и суровое время взрастили двух замечательных людей – одарённых учёных, энтузиастов в новых направлениях своих наук. Они, наряду с другими детьми войны, получив ратный и трудовой заряд поколения Победителей, оставили заметный след в жизни страны. Жители небольшого сибирского города гордятся своими земляками и вписали их имена в 300-летнюю историю г. Мариинска.

Не меньшую гордость за них могут по праву испытывать и жители Мордовии, так как оба брата вели свою родословную от старинного мордовского рода эрзя…

 

 

Геннадий ЗАЛЕСОВ

г. ТОМСК

7 июля 2021

Комментарии (0)