Главная Политика Юрий Огнев: «Главное для Узбекистана – мир и спокойствие!»

Юрий Огнев: «Главное для Узбекистана – мир и спокойствие!»

Юрий Огнев: «Главное для Узбекистана – мир и спокойствие!»

  Узбекистан – многонациональная республика. Русская община теперь, конечно, не та, что в советские времена, но все равно весьма представительная. О том, как живут русские в Узбекистане, какие проблемы их волнуют, нужен ли республике русский язык, и о многом другом нашей газете рассказал председатель Совета Самаркандского областного отделения Русского Культурного Центра Юрий Михайлович Огнев:

  - Хотелось бы поговорить о жизни русской общины в Узбекистане. Все-таки, один миллион человек – это достаточно много даже в 30-миллионном населении Узбекистана.

  - Но миллиона уже нет, хотя есть и такие оценки. Сейчас русских в Узбекистане насчитывается 700 тысяч человек. А миллион -- это, как сейчас говорят, русскоязычное население. Две трети всех русских живут в Ташкенте, остальные в крупных городах. Например, в Самарканде сегодня около 30 тысяч русских. В советское время их здесь было 160 тысяч, а по Узбекистану в целом цифра составляла 1,6 млн. человек.

 - Очень большой отток…

- Было три большие волны. В первой волне уехали все, у кого были деньги и возможность как-то обустроиться в России. Эта волна была очень большой. Здесь сказались многие факторы, например, языковой барьер, оторванность от коммуникации – у нас на местном телеканале передача на русском языке идет только 30 минут, новости. В первой волне уехали из республики состоятельные люди, а во второй – специалисты. После распада Советского Союза стали заводы, остановились стройки, рабочих мест было мало и даже высококвалифицированные специалисты себе работы не находили. Вот и стали разъезжаться… Что касается третьей волны, то здесь люди стали уезжать после того, как ужесточились требования к знанию узбекского языка. Без знания его на работу не принимали и не принимают сегодня… Но речь идет не об экзамене, а о собеседовании. Особенно в такой ситуации пострадало село. Республика большая, молодежи очень много. В Советскую армию раньше отправлялись служить эшелонами… После демобилизации ребята возвращались, уже зная русский язык, а некоторые даже русских жен привозили на родину. В результате на селе все знали русский язык. Во всех семьях говорили на русском – он был в быту. За годы независимости это поколение ушло, а новое уже не имеет возможности так обучить своих детей русскому языку. Тем более, что на селе очень не хватает преподавателей русского языка. Сейчас в республике поняли, что без русского языка нельзя – стали больше требований предъявлять. Но уже особенно и не к кому…  

  - А в школах как русский язык преподается?

  - Русский язык учат с третьего класса по два часа в неделю. Два часа – это, конечно, очень мало. На английский, к примеру, выделяется три часа, и уже с первого класса. Люди все это видят – и радовать это их не может. Но есть вещи, которые радуют: в Самарканде 81 школа, из них в настоящее время в 37 обучение ведётся в половине классов на русском, во второй на узбекском. А всего несколько лет назад таких школ в городе было только 12. В последние 6-7 лет набор в русские классы в школах составляет даже 4-5 классов. Очень многие хотят отдавать своих детей на обучение именно на русском языке. У нас есть школа (№ 35), в которой только русские классы. Так вот, в 2012 набрали девять русских первых классов! И еще не все желающие попали. Да, у нас начинают говорить по-русски уже с детского сада. Так в Самарканде 95 детских садов, из них в 51 есть русские группы. Это все ведь не регулируется как-то, это все идет от самого узбекского народа. Все более-менее современные граждане полагают, что их дети должны уметь говорить на русском языке. Поэтому очень много бывает гостей на наших праздниках, которые мы проводим: будь то месячники русского языка или вечера по Пушкину, Лермонтову, Тургеневу… Такое отношение людей очень отрадно!

 - Желание есть, а возможности?

 - Несколько лет назад даже в городах не хватало преподавателей, предметников, учебников, литературы, сейчас это поправилось.. Три года назад я получил от Россотрудничества 4000 учебников – мы тогда организовали в 40 колледжах, как в городе, так и в районах, кабинеты русского языка. Отдавали даже учебники первого-второго классов, чтобы начинали с азов изучать язык. Сейчас эту помощь прекратили. Она нужна, конечно, но республика полагает, что мы – самодостаточные, а потому помощь извне не нужна. Инициатива не приветствуется… Посольство российское, правда, нам выписывает журналы: получаем и «Дошкольное образование», и «Школьное образование», и «Русский язык»… Некоторым школам мы помогли с подпиской. В этом году я побывал в шести школах на Дне русского языка. Впечатление самое хорошее: дети поют на русском и даже сказки рассказывают! Интерес очень большой, и мы, как можем, его поощряем. Наш Первый академический лицей при институте экономики и сервиса уже четыре года подряд берет Гран-при в республиканском конкурсе «Как ты знаешь историю России?» Конкурс ведется на русском языке. И учтите, что русских в так называемых русских группах немного – по два-три человека. Узбекские ребята все сами делают! В этом году Международная олимпиада по русскому языку проходила в Санкт-Петербурге: и там наша девочка из Самарканда с 1 академического лицея Самаркандского Государственного Университета Фируза Абдуллаева заняла второе место. Это очень приятный факт! Дети многие говорят вообще без акцента, изучают русский язык с любовью. Поэтому и стараемся как можно больше проводить различных мероприятий, приглашать побольше детей. К Масленице всегда, например, большой интерес. У нас все необходимое для того, чтобы ее провести как полагается, есть. Даже снег…

  - Выходят газеты на русском языке?

 - В Самарканде выходит на русском языке два раза в неделю «Самаркандский вестник». Есть еще два частных издания: «Даракчи» и газета «Леди». Из 235 печатных изданий в Республике, почти 40 издаются на русском языке или всего 17%. Что касается телевидения, то у нас на местном телевидении показывают повторно старые фильмы и новости. Раньше были передачи русской редакции, сейчас их нет, только новости 30 минут в день на русском языке. Люди очень жалеют, что нет аналитических, развлекательных передач на русском языке – потребность в них большая.

 - А среди депутатов русские есть?

 - В республике еще встречаются, но не как раньше. Но у нас в Самарканде нет. А раньше, конечно, были. Что долго за примером ходить – я сам был депутатом пяти созывов… 

 - Об Узбекистане разное пишут в российских СМИ. Вы живете здесь – каково ваше мнение о современном этапе развития Узбекистана?

 - Я республику хорошо знаю: все-таки в центральном аппарате немало поработать довелось. Пик развития промышленности в республике был в последние 5-10 лет перед развалом Советского Союза. Заводы здесь строились союзного значения. Сейчас они в большинстве своем уже прекратили свое существование. Завод «Красный двигатель» практически больше не существует, а ведь во время войны он был к нам из Новороссийска эвакуирован как ценное предприятие. За поршневой группой для тракторов, которую этот завод выпускал, приезжали со всей большой страны: очередь была… Лифтостроительный завод полстраны обеспечивал когда-то; сейчас его пытаются восстановить, но кадров нет, заказов мало и те уже СП с Россией. Стараются восстановить также и завод домашних холодильников – поняли, что есть в республике потребность. Но со специалистами, как я уже сказал, плохо. Слишком многие уехали…

 - Культурная сфера динамично развивается – в этом многие сходятся.

 - Самарканд – самый студенческий город в республике. Я как-то подсчитал, и оказалось, что в нашем городе каждый четвертый житель – студент или ученик. В Самарканде 7 вузов; медицинский, например, был создан на базе Ленинградской медицинской академии, которая эвакуировалась к нам во время войны. Великолепные кадры тогда приехали в Узбекистан, они очень много сделали для республики! Русскому драматическому театру исполнилось 96 лет! Во время войны на его сцене играла Фаина Раневская, Бабочкин. Есть у нас Узбекский драматический театр драмы и комедии, кукольный театр, филармония… Вот только библиотек теперь нет публичных – сейчас во всем Узбекистане вместо них созданы специальные областные информационно-библиотечные центры, а при учебных заведениях - информационно–ресурсные центры.  

 - Скажите, политика народ волнует? Например, такая тема: Узбекистан вновь вышел из ОДКБ…

 - Знаете, что главное для узбекского народа? Чтобы был мир и спокойствие. И девиз президента республики Ислама Каримова таков: мир и спокойствие в каждом доме! Все мы в Узбекистане живем единой и дружной семьей народов. Судите сами: только в Самарканде действуют 10 национально-культурных центров: русский, армянский, татаро-башкирский, турецкий, азербайджанский, польский, еврейский, немецкий, корейский и таджикский. А в масштабе всей республики действует Интерцентр: это как бы наша маленькая ООН. Он объединяет 130 центров – по числу народов, живущих в республике. У нас в Самарканде Русский центр работает достаточно активно. В 2010 году президент России Дмитрий Медведев наградил наш центр Почетной грамотой в связи с 65-летием Победы во Второй Мировой войне. Занимаемся мы не только культурной работой, хотя, к примеру, хор «Ровесницы» и ансамбль «Топотушки» в Самарканде все знают. Заботимся о ветеранах Великой Отечественной: мало их осталось - 160 человек только, из них русских – 37. На нашем братском кладбище 288 могил воинов умерших в годы войны в госпиталях – ухаживаем за ними не только к праздничным датам, а постоянно. Знаем имена всех, кто отдал жизнь за Родину. С православной церковью у нас тоже хороший контакт. В Самарканде есть три замечательных собора; Алексеевский – самый большой в Узбекистане, а также Георгиевский и Покровский, которые даже в годы революции оставались храмами. А что до политики, то у Узбекистана, разумеется, есть свое мнение по всем вопросам сегодняшней повестки дня. Еще раз повторю: самое главное для людей, здесь живущих, заключается в том, что должен быть мир! Бывают разные проблемы, но узбекский народ к ним относится с пониманием. Поэтому здесь и есть межнациональное согласие, и нет в этой сфере негативных моментов. Когда Хиллари Клинтон была в Самарканде, она очень удивилась, что практически в одном квартале расположены мечеть, синагога, польский костел и православный храм. Спрашивала: как такое может быть?! Чтобы получить ответ на этот, в самом деле, важный вопрос, нужно обратиться к истории. Здесь проходил Великий Шелковый путь, который оказал громадное влияние на развитие мировой цивилизации. Здесь сходились все торговые пути, здесь встречались разные народы. И здесь люди быстрее поняли, что лучше торговать, чем воевать! По национальности никогда никого не делили. И это отношение, конечно, нужно сохранить! Толерантность – это главное.

Беседовал Владимир КУЗМЕНКИН

САМАРКАНД-НОВОСИБИРСК

21 октября 2013

Комментарии (0)