Главная Культура и искусство "И ТЯНЕТСЯ МГНОВЕНИЕ ПРЕКРАСНОЕ..."

"И ТЯНЕТСЯ МГНОВЕНИЕ ПРЕКРАСНОЕ..."

"И ТЯНЕТСЯ МГНОВЕНИЕ ПРЕКРАСНОЕ..."

   В новых сборниках поэт Ливнева остается на прежних жизненных позициях - быть сопричастной всему, что происходит вокруг, в стране и мире. Диапазон ее восприятия широк, тут есть место и улыбке ребенка, и излияниям дружбы, и непредсказуемости человеческих поступков, и вдохновенной красоте живописного полотна. К этому многогранному восприятию мира ее приучила и журналистская профессия, и тонкая, уязвимая душа художественной натуры. Ей близка чужая боль, которая не дает ей возможности уснуть ночью, а чужой удаче она радуется, как своей:

Я - с теми, кто расчетливо не делит

Невзгоды на чужие и свои:

Вот отчего мне вновь не до веселья,

Хотя звенят капели и ручьи…


А мне чужая боль сегодня снова

Не разрешит, естественно, уснуть

До той поры, пока хотя бы словом

Не отогрета страждущая грудь.


Зато когда нечаянная радость

      находит путь к соседнему двору,

На красном месте я с друзьями рядом

Ликую на торжественном пиру.

   Человеческая суть поэта всегда просвечивает в его творчестве. И то, что Лидия Ливнева необычайно талантлива в дружбе, бьется, как живой пульс, в каждой ее строке.

Друзья мне посылались не случайно

В тот миг, когда из сердца рвался крик

О том, что в положенье чрезвычайном

Попала я в безвыходный тупик.


Друзей не выбирают: свой экзамен

С их помощью ты должен сдать судьбе,

Она тебя оценит их глазами,

Чтобы отметку выставить тебе.

  Да, умение дружить – и дар, данный Богом, и самоотверженный труд души:

За чистую и звонкую монету

Не все сегодня принимаю я:

Выковывалась в странствиях по свету

И в муках проницательность моя…


Подсовывали дружбу мне тупицы:

Страшнее в жизни наказанья нет!

Я до сих пор, когда мне это снится,

От ужаса еще впадаю в бред…


Ценой высокой опыт мой получен:

Не обошлось без крови и потерь;

Зато, людей и жизнь узнав получше,

Все реже ошибаюсь я теперь.

  И суть сегодняшней жизни поэта Ливневой– «безжалостно раздать себя другим, не дорожа собой». Свою задачу – и человека, и поэта (а она не разделяет этих понятий) видит в том, чтобы:

Поить кого-то, врачевать ожоги,

Смывать грехи, участвовать в крещенье…

Я о себе не вспомню, - лишь бы многим

Служить, не ведая хандры и лени.

  Да, она понимает, что мир жесток, расколот враждой, вседозволенностью, предательством русских святынь в стране, лишенной всякой цели и идеалов:

Теперь вперемешку – священник церковный

И олух, и грешник – угодник альковный,

И «Вести», и войны, и Запад с Востоком,

                                                     - все вместе…

Как больно!.. как время жестоко.

  И что остается Поэту? Только помолиться за всех:

А я хочу сейчас о каждом помолиться.

Не понимаю отчего, но всех мне жаль…

Не торопясь бреду, в чужие глядя лица:

Господь, мой глас услышь и утоли печаль.

  «Звонница» души» ее (какое прекрасное и точное определение!) тревожится об одном –

«О том, чтоб звоны колокольные достигли благосклонных звезд», спеша поведать всем:

«Все скоро на Руси устроится! - Русь-матушка жива, жива».

  Красноречивы названия глав сборника «Резонанс»– «Родство», «Начистоту», «Дорога-кольцо», разделенных тематически и зачастую интонационно. Так, последняя глава – «Дорога-кольцо» даже ритмически как бы перекликается со стуком вагонных колес. Хотя все условно, и дорога – не всегда железная, а зал – транзитный. Дорога-кольцо, которой нет конца, - это дорога нашей жизни с ее попутчиками, остановками, с ее встречами и расставаниями, с ожиданиями на перронах и вокзалах. Да, это наша жизнь с ее промежуточными и конечными станциями, с дорожными застольями со случайными людьми и судьбоносными искрами встреч. И куда бы жизнь ни заносила поэта – будь то Дальний Восток или ближнее зарубежье, воспетая Пушкиным Брента, «великолепная Болонья» или другие райские уголки солнечной Италии, всего приятней возвращение домой:

Какими б ни пленяла звездами

Дорога нас и ни звала,

Вернемся рано или поздно мы

В свой дом к обыденным делам.


Прав тот, кто понял в путешествии,

Как тяжек ностальгии гнет,

И с возвращенья – не с нашествия -

Жизнь восстанавливать начнет…


И знает точно, целью главною

Дороги не всегда прямой

Не столь походы служат славные,-

А возвращение домой.

  Книгу стихов «Жаворонок», напечатанную чуть раньше «Резонанса», Лидия Ливнева предваряет своим обращением к читателю.

  «Только друзьям моей юности станет понятно, что название ее не случайно. Романс М. И. Глинки «Жаворонок» был в свое время одним из моих лучших концертных номеров. За спиной у меня, случалось, перешептывались прохожие, узнававшие меня по выступлению на телевидении. И только я могу открыть, что драматизм этого небольшого музыкального произведения и сегодня остро касается моей души, потому что за ним стоят судьбы самых дорогих мне людей – мамы и бабуси, тоже любивших музыку М.И. Глинки – и «Жаворонка» в том числе - и передавших мне его по наследству ... Эта книга должна была увидеть свет два года назад, когда была готова к печати. На ее долю выпала участь погибнуть от рук негодяев, обокравших нашу квартиру. И поскольку особых ценностей они не нашли, то унесли компьютер, вместе с которым пропал весь мой поэтический архив. Восстановление его, хотя бы частично, стоило мне больших усилий, и я чувствую себя в долгу перед своей заново рожденной книгой…

  Хочу дать некоторые пояснения к содержанию данного сборника. Основным посылом всего, что я пишу, чаще всего является желание отблагодарить тех людей, с которыми сводила меня судьба, за незабываемые впечатления и за полученные от них уроки жизни. Кроме того, я воспитана таким образом, что не могу спокойно пройти мимо творящейся на моих глазах несправедливости. Поэтому в книге есть цикл «Артист», посвященный одному из лучших актеров Новосибирска, народному артисту России, Анатолию Ефимовичу Узденскому, к сожалению, покинувшему наш город по причине нешуточных интриг, возникших в театральном закулисье. Думаю, что не только я горько сожалею об этой потере. Искреннее уважение к замечательному артисту, пережившему драму расставания со сценой любимого им театра, стало поводом для возникновения довольно объемного поэтического цикла…

  …Цикл «Горожанка» имеет солидную биографию и настало время предъявить его читателям. Что касается раздела «Акварель», то в него тоже вошли стихи, написанные в разные годы. Это мои наблюдения за людьми и природой, рассказы о чьих-то судьбах, мимолетные зарисовки…И, конечно же, мне небезразлична судьба моей страны, лучше которой у меня никогда не будет, какие бы политические ситуации ни выпали на ее долю…»

  Да, «Жаворонок» - светлый, необычайно вдохновенный сборник. Все музы, кажется, собирались за спиной автора, когда она садилась за письменный стол или, засыпая, вскакивала от наплыва нужных строчек, помогая и настраивая на нужный лад. Здесь, как нигде, много природы с ее чудными и вечными явлениями – сменой времен года - зимы, лета, осени, лета; с дождем и грозой, снегопадом и метелью, с душистым разнотравьем и ослепительной роскошью осеннего увядания. В природе все прекрасно и удивительно:

Мне ветры кажутся цветными

И разными уже давно,

И я не налюбуюсь ими,

Когда гляжу в свое окно.


Вот этот – рыжий и веселый -

Он дерзок, радостен и смел,

Он, дочку провожая в школу,

Раздуть ей волосы посмел.


А днем, когда я выходила

Из дома, - целых два часа

Мне золотистый ветер милый

Пел песенку о парусах.


Был у весны зеленый ветер,-

В тон первых листьев и травы,-

И нежно-розовый…он встретил

Меня там, где гуляли вы…

  Мастер слова повсюду ищет Красоту – без нее нет вдохновенного слова. Но еще большее искусство – увидеть эту Красоту совсем рядом, если только внимательно и с любовью оглянуться вокруг:

Рукою легкою и ловкой

Прически осень создает

И модной нынче мелировкой

Им шик особый придает.


Изящны солнечные «перья»

По фону темному вразброс! -

Почти не узнаю теперь я

Красавиц – лип, ракит, берез…

  Все мы, наверно, когда-то видели репродукцию с известной картины русского живописца Карла Брюллова «Девушка, собирающая виноград». Но Лидия Ливнева, часто бывающая в Италии и хорошо знакомая с жизнью и бытом жителей этой страны, написала такие проникновенные строчки о девушке, собирающей виноград, что мы, словно наяву, ощутили и полдневный жар плодородной долины, и прозрачную, нежную сладость божественных ягод, и увидели милую сборщицу винограда, безмятежную и прекрасную, как сама природа...

И гроздья полновесные блистают,

И листья изумрудные горят,

А неаполитанка собирает

Полупрозрачный сочный виноград.


Она сама – как плод румяный спелый,

Ей до минувших дела нет веков, -

Загаром нежным тронутое тело

И легкое касание шелков…


Как целомудренна улыбка ясная

И линия полуоткрытых плеч!

И тянется мгновение прекрасное,

И хочется его еще сберечь.

  Художник нутром чувствует другого художника. Отсюда и это великое потрясение и восхищение подлинной игрой настоящего Актера, которому в сборнике посвящен внушительный по размеру цикл стихов «Артист». Поэт знает цену ремеслу настоящего лицедея, который, играя, сжигает себя на сцене дотла.

Обмани меня, Лучший актер…

Мне обман этот необходим:

Вот теперь я сумею отпор

Дать сегодня невзгодам своим.


Ты играешь чужую судьбу, -

А как будто играешь мою:

Так вздуваются жилы на лбу

У меня в час беды, на краю.


Мне б сейчас научиться, как ты,

Не терять ни себя, ни лица

Под напором чужой клеветы

И за правду стоять до конца.


Научи меня так же владеть

Ситуацией в драме «Судьба»

И вовек! – никогда и нигде

Не посметь превратиться в раба.


Научи, не сгибаясь, нести

Крест, под грозами вымокший свой,

Не кляня ни креста, ни пути,

Ни того, кто зачислен в конвой.

 Свое творчество, свою потребность в рифме поэт Ливнева воспринимает как призвание, как жизненный удел, как пение жаворонка, с которым она себя отожествляет с ранней юности:

Вот с ним и схожи мы отчасти:

И он с рождения один

В молитве, в горести и в счастье -

Как одинокий паладин.


И тоже ветку не разделит

С другим солистом – и привык

Струить серебряные трели

В не видный издали родник.


Едва ли жаворонка слышат

Те, кто ушли к плечу плечом…

Но плач мой делается тише:

Все с песней в жизни нипочем!

Маргарита АНТОНОВИЧ

НОВОСИБИРСК

6 декабря 2013

Комментарии (0)